Дело №5-1006/18-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 06 декабря 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренного ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ+», ИНН 1001214984, ОГРН 1081001015721, юридический адрес: г. Петрозаводск, пер.Ветеринарный, д.11Б, пом.11,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ+» инкриминируется несоблюдение требования пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2345-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», выявленное 27 сентября 2018 года в период с 14 до 15 часов по адресу: г. Петрозаводск, пр.Ленина, д.38, выразившиеся в разгрузке товаров из автомобиля, расположенного со стороны двора многоквартирного жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, допущенное при организации розничной торговли пищевыми продуктами.
Действия привлекаемого лица квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ+» не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.
Защитники Львов С.А., Ратчина М.И. оспаривали виновность юридического лица в инкриминируемом правонарушении, ссылаясь на наличие дебаркадера, предназначенного для разгрузки товаров в помещение кафе.
Представитель административного органа Егоренко А.А. поддержал составленный в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении, полагал, что пристройка к многоквартирному дому не является дебаркадером.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
Согласно ст.3 Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства закреплена, в том числе, за юридическим лицами (ст.11 Закона).
Пунктом 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» предписывается осуществлять загрузку продуктов с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно требованиям пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Как следует из материалов дела, года Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, и проведено административное расследование, в рамках которого трижды (27.08.2018, 21.09.2018 и 27.09.2018) осуществлен осмотр кафе «У Кузьмича» по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.38, где ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ +» осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило обращение ФИО1, проживающей в доме №38 по пр. Ленина в г. Петрозаводске, о нарушениях санитарных норм, в том числе связанных с разгрузкой товара в кафе «У Кузьмича».
По результатам проведения административного расследования должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в котором ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ+» вменено нарушение требований ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2345-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно то, что 27.09.2018 в период с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут загрузка в кафе «У Кузьмича» осуществлялась в пристройку со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды).
Диспозиция ст.6.4 КоАП РФ имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.
Буквальное содержание протокола об административном правонарушении, в котором сформулировано существо обвинения, свидетельствует, что нарушение п.3.7 СанПиН 2.1.2.2345-10 выразилось в разгрузке товара в пристройку со стороны жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды), тем самым установлено, что для загрузки товара используется отдельное помещение.
Вместе с тем, на досудебной стадии производства по настоящему делу, должностными лицами детальный осмотр пристройки, через которую организована загрузка товара, не производился, подлежащий обязательному выяснению вопрос о технических характеристиках данного объекта недвижимости не разрешался.
В протоколе осмотра от 27 сентября 2018 года лишь указывается, что пристройка располагается со стороны дома, где расположены окна и входы в подъезды, имеет отдельный вход, окна в ней отсутствуют. К делу приобщены фотоснимки пристройки.
Используемое в п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 понятие «дебаркадер» хоть и не приводится в санитарных нормах и правилах, вместе с тем его отдельные характеристики упоминаются в Межотраслевых правилах по охране труда в общественном питании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 24.12.1999 №52 (пункт 8.31) и Правилах охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках, утвержденных Комитетом РФ по торговле от 28.06.1993 №44 (пункты 4.1.52, 4.1.74, 4.1.92), которые вполне применимы по аналогии к спорным правоотношениям.
Так в дебаркадере следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию, рассчитанную на разбавление и удаление выхлопных газов автотранспорта, аварийное освещение, наружные ворота защищаются воздушно-тепловой завесой, освещенность закрытых дебаркадеров должна составлять при лапмах накаливания – 50 люкс, при люминесцентных лампах – 100 люкс.
В ходе судебного разбирательства административным органом позиция стороны защиты о том, что спорное помещение обладает характеристиками дебаркадера, какими-либо доказательствами не опровергнута.
Согласно экспертной оценке ООО НТО «Крейт» от 25.01.2016 пристройка, расположенная со стороны двора жилого дома №38 по пр. Ленина в г. Петрозаводске имеет фундамент, неразрывно связанный с землей, а также стены, крышу, предназначена для выгрузки товаров в помещения магазина, то есть обладает признаками капитального сооружения и является по функциональному назначению дебаркадером.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В положениях ст.26.1. КоАП РФ указаны обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ходе судебного разбирательства неоспоримых доказательств того, что спорная пристройка не может соотносится с закрытым дебаркадером, предусмотренным п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, а также доказательств, подтверждающих противоправный характер действий ООО «ОНЕГО ПРОДУКТЫ+» при организации розничной торговли пищевыми продуктами административным органом не представлено.
В результате неправильной оценки имеющихся в деле доказательств и неправильного установления юридически значимых обстоятельств, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, привлекаемому лицу необоснованно инкриминированы нарушения п.2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.3.7 СанПиН 2.1.2.2345-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», квалифицированные по ст.6.4 КоАП РФ.
Один лишь факт разгрузки товаров во дворе жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) сам по себе не может свидетельствовать о безусловной вине юридического лица в нарушении требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах, поскольку использование закрытого дебаркадера прямо предусмотрено п.3.7 СанПиН 2.1.2.2345-10, а иных нарушений санитарных норм при загрузке товара не выявлено.
При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, что в силу п.2 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.6.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░+» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░