Дело 2-428/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2016 года с. Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Куулар В.О., при секретаре судебного заседания Деспижек Ч.К., с участием истца в лице заместителя прокурора Овюрского района О представителя ответчика – юриста ГБУЗ Республики Тыва <данные изъяты> М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РТ «<данные изъяты> об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РТ <данные изъяты> об обязании обеспечить соответствующую нормативам комплектацию специалистами общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи <данные изъяты> в соответствии с п.8 Правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденных Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ №; обеспечить 20-минутную транспортную доступность скорой медицинской помощи в <данные изъяты> в соответствии с п.4 Правил организации деятельности отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденных Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ №; обеспечить наличие автомобилей скорой медицинской помощи <данные изъяты>, отвечающих требованиям стандарта оснащения отделения скорой медицинской помощи больницы, утвержденного Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ №; привести оснащение операционного блока хирургического отделения <данные изъяты> в соответствие со стандартом оснащения операционной, установленного Приказом Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “хирургия”» от ДД.ММ.ГГГГ №; привести оснащение дневного стационара <данные изъяты> в соответствие со Стандартом оснащения дневного стационара, утвержденном Приказом Минздрава России «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от ДД.ММ.ГГГГ №; привести оснащение фельдшерско-акушерского пункта в <данные изъяты> в соответствие со Стандартом оснащения дневного стационара, утвержденном Приказом Минздрава России «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от ДД.ММ.ГГГГ №; обеспечить в помещении для хранения медицинских иммунобиологических препаратов <данные изъяты> покрытие стен помещения материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию; обеспечить наличие в родильном отделении <данные изъяты> стеновых или потолочных энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч, источника закиси азота, каталки лежачей медицинской, обогревателя излучающего для новорожденных, ротаметра; обеспечить наличие информации о фамилии, имени, отчестве медицинских работников <данные изъяты>, занимаемой должности, сведений из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация), сведений из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия), наличие работоспособной функции по поиску, версии для слабовидящих на официальном сайте <данные изъяты> № - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной в <данные изъяты>, прокуратурой района выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере здравоохранения.
1. В соответствии с п.8 Правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденных Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Приказом Минздрава №), фельдшерская общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в себя либо одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного санитара-водителя, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного водителя, либо двух фельдшеров-водителей скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса <данные изъяты>
Как установлено в ходе проверки, в нарушение указанной нормы, в состав выездных бригад скорой медицинской помощи <данные изъяты> включены фельдшер и водитель (в то время как по нормативам предусмотрено наличие двух фельдшеров и водителя либо одного фельдшера и фельдшера-водителя).
Таким образом, в <данные изъяты> не обеспечивается соответствующая нормативам комплектация специалистами общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи.
2. При проверке автомобилей скорой медицинской помощи установлены нарушения стандарта оснащения отделения скорой медицинской помощи больницы.
Так, в автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером № имеются две носилки, светильник, 1 штатив, умывальник. В автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером № имеется только одна носилка. В автомобиле с государственным номером № также имеется только одна носилка.
Таким образом, в <данные изъяты> допускается эксплуатация автомобилей скорой медицинской помощи, не отвечающих требованиям стандарта оснащения отделения скорой медицинской помощи больницы, утвержденных Приказом №. Подобные нарушения делают невозможным осуществление медицинской эвакуации выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Указанное нарушает ч.6 ст.35 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» и ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, которым требуется оказание скорой медицинской помощи.
3. В соответствии с п.4 Правил организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, утвержденных Приказом №, место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливается учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности.
Согласно ответу <данные изъяты> на требование прокурора № территорию обслуживания отделения скорой медицинской помощи <данные изъяты> составляют <адрес>
В <данные изъяты> в нерабочее время вызовы обслуживаются дежурными фельдшерами фельдшерского акушерского пункта и врачебных амбулаторий по вызову через сотовый телефон или при обращении.
Таким образом, в <данные изъяты> обеспечено оказание лишь первичной доврачебной медико-санитарной помощи. Но отсутствует возможность оказания скорой медицинской помощи с учетом 20-минутной транспортной доступности скорой медицинской помощи, поскольку отделение скорой медицинской помощи <данные изъяты> расположено <адрес> и территорию его обслуживания составляют только <адрес>.
Руководством <данные изъяты> не принято мер по обеспечению доступной скорой медицинской помощи населению, проживающему в <данные изъяты>. В то время как п. 18 Приказа № предусмотрена возможность в удаленных или труднодоступных населенных пунктах (участках населенных пунктов), вдоль автомобильных дорог для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, скорой медицинской помощи, являющиеся структурными подразделениями медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
Не соблюдение требований к доступности скорой медицинской помощи ставит под угрозу жизнь и здоровье пациентов, проживающих в <данные изъяты>. Кроме того, подобным образом нарушается ч.2 ст.5 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку охрана здоровья граждан (объем предоставляемых медицинских услуг) ставится в зависимость от места жительства граждан.
4. При проверке операционного блока хирургического отделения <данные изъяты> установлено, что в нарушение Стандарта оснащения операционной, установленного Приказом Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “хирургия”» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Приказом №) в операционном блоке отсутствуют: термоматрас для операционного стола; операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 2 крат; операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 3.5 – 4 крат; операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 6 крат; налобные осветители; ретракторы со встроенными световодами и осветительным блоком; инструментальный сосудистый набор; столик операционной сестры имеется в количестве 1 шт. (вместо требуемых 2-х шт.).
Таким образом, в <данные изъяты> не обеспечено оснащение операционного блока в соответствии со стандартами оснащения, установленными Приказом №.
5. В ходе проверки дневного стационара установлено, что вопреки требованиям, установленным в Стандарте оснащения дневного стационара, утвержденном Приказом Минздрава России «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Приказом №) в дневном стационаре <данные изъяты> не предусмотрен реанимационный набор, спирограф электронный, сфигмоманометр для взрослых.
6. Проверка оснащенности фельдшерско-акушерского пункта в <данные изъяты> также выявила отсутствие полноты необходимого оборудования (оснащения).
Проверкой установлено отсутствие электрокардиографа портативного 3- или 6-канального; автоматического дефибриллятора; анализатора уровня сахара крови портативного с тест-полосками; экспресс-анализатора кардиомаркеров портативного; носилок; костылей; секундомера; портативного аппарата для искусственной вентиляции легких; дыхательного аппарата ручного (мешок Амбу); экспресс-анализатора уровня холестерина в крови портативного; спирометра (портативного с одноразовыми мундштуками). Указанное нарушает требования Стандарта оснащения фельдшерско-акушерского пункта, установленного приказом №.
7. Проверкой установлено, что в помещении для хранения медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) Овюрской ЦКБ, стены наполовину покрыты обоями, не предусматривающими возможность осуществления влажной уборки. Указанное свидетельствует о нарушении пункта 4.4 Раздела IV Постановления Главного государственного санитарного врача России «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому стены и пол помещения для хранения МИБП должны быть покрыты материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию.
8. В ходе проверки в родильном отделении <данные изъяты> установлено отсутствие стеновых или потолочных энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч, источника закиси азота, каталки лежачей медицинской, обогревателя излучающего для новорожденных, ротаметра.
Отсутствие перечисленного оборудования в родильном отделении <данные изъяты> не соответствует требованиям приложения № Порядка оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
9. При проверке исполнения ГБУЗ РТ <данные изъяты> обязанностей по информированию граждан с использованием сети «Интернет» о медицинской деятельности организации установлено, что в нарушение требований, установленных в приложениях 1, 2 к Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, на официальном сайте ГБУЗ РТ «<данные изъяты> <данные изъяты> в настоящее время не нашла отражения информация о фамилии, имени, отчестве медицинских работников ГБУЗ РТ <данные изъяты> занимаемой должности, сведений из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация), сведений из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия).
Также вопреки требованиям, установленным п.3 Приложения 2 Приказа №, не обеспечена работоспособность функции поиска по сайту, версия для слабовидящих граждан не предусмотрена. Указанное препятствует проведению независимой оценки качества оказания медицинских услуг <данные изъяты>. Кроме того, отсутствие версии сайта для слабовидящих ущемляет права граждан с ограниченными возможностями здоровья.
По выявленным в ходе проверки нарушениям прокуратурой района <данные изъяты> главному врачу больницы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено. Вместе с тем, перечисленные в данном заявлении нарушения по настоящее время не устранены.
Таким образом, нарушение <данные изъяты> вышеперечисленных норм законодательства свидетельствует о нарушении прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи, ущемляет право граждан на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора О поддержала исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, и просила иск удовлетворить, установив трехмесячный срок для исполнения решения.
В судебном заседании представитель ответчика – М., действующая на основании доверенности, согласилась с требованиями прокурора, просила в части предоставления срока учесть, что для устранения указанных нарушений законодательства им потребуется время и средства, которых в отчетном году не предусмотрено, необходимо их заложить, поэтому просила предоставить не менее 6 месяцев для исполнения решения.
Выслушав истца представителя ответчика, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об основах здоровья граждан») право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Пунктом 5 ч.1 ст.6 Федерального закона «Об основах здоровья граждан» установлено, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требования к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу указанной нормы прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать при разрешении дело, т.е. граждан, получающих медицинские услуги Овюрской ЦКБ.
Согласно <данные изъяты> Устава ГБУЗ РТ <данные изъяты> имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с <данные изъяты> Устава ГБУЗ РТ <данные изъяты> вправе самостоятельно использовать имущество, закрепленное за ним учредителем на прав оперативного управления для обеспечения финансирования основных направлений уставной деятельности, а также принадлежащие ему: денежные средства, имущество и иные объекты, нематериальные ценности в виде продуктов интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, доходы от приносящей доходы деятельности, приобретаемое на эти доходы имущество, а также имущество приобретаемое в результате добровольного пожертвования физических и юридических лиц.
<данные изъяты> Устава закреплено, что ГБУЗ РТ <данные изъяты> вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.
<данные изъяты> постановлено на учет в качестве юридического лица в МРИ ФНС №4 РФ по РТ, в связи с чем, ему присвоен основной государственный регистрационный номер №. Основной вид деятельности – выполнение работ, оказание услуг в сфере здравоохранения.
Как усматривается из материалов дела, а именно из Актов проверки поднадзорного объекта от ДД.ММ.ГГГГ. выявлено: 1. объектом проверки является <данные изъяты> при проверке установлено, что условия хранения МИБП сохраняются, стены наполовину покрыты обоями, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции; 2. объектом проверки являются автомобили скорой медицинской помощи: в автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером № имеется две носилки, светильник, 1 штатив, умывальник. В автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером № имеется только одна носилка, а в автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером № имеется только одна носилка; 3. объектом проверки является дневной стационар, где не предусмотрен реанимационный набор, спирограф электронный, сфигмоманометр для взрослых; 4. объектом проверки является операционный блок хирургического отделения, где отсутствуют термоматрас для операционного стола, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 2 крат, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 3.5 – 4 крат, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х 6 крат, налобные осветители, ретракторы со встроенными световодами и осветительным блоком, инструментальный сосудистый набор, столик операционной сестры имеется в количестве 1 шт. (вместо требуемых 2-х шт.); 5. объектом проверки является родильное отделение, где отсутствуют персональный компьютер с принтером, стол для реанимации новорожденных, кресло-каталка для перевода больных, в родовом зале отсутствуют насос инфузный, фетальный монитор, аппарат для контроля пациента, стеновые или потолочные энерго- и газоснабжающие шины с комплектом передвижных плеч, источника окиси азота, каталки лежачей медицинской, обогревателя излучающего для новорожденных, ротаметр. Проверки проведены в присутствии заместителя главного врача <данные изъяты> К
В соответствии объяснением главного врача <данные изъяты> К. от ДД.ММ.ГГГГ., адресованным министру здравоохранения Республики Тыва, содержится просьба о списании транспортных средств <данные изъяты> в связи с нецелесообразностью в дальнейшей эксплуатации и просит снять с баланса.
Из Выписки ЕГРЮЛ видно, что <данные изъяты> постановлено на учет в качестве юридического лица в МРИ ФНС № 4 РФ по РТ ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему присвоен ОГРН №, основной вид деятельности – выполнение работ, оказание услуг в сфере здравоохранения.
Судом установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения нашли свое подтверждение в судебном заседании, факт наличия выявленных недостатков ответчиком не оспаривается, в этой связи ответчиком путем невыполнения требований федерального законодательства в сфере здравоохранения нарушаются права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи, ущемляет права граждан на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерацией.
Таким образом, на основании указанных выше обстоятельств, суд находит исковое заявление заместителя прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая мнение представителя ответчика о необходимости проведения ответчиком для исполнения решения суда ряда мероприятий, суд считает, что шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу является необходимым и достаточным для совершения действий, связанных с его исполнением.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Республики Тыва <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать ГБУЗ Республики Тыва <данные изъяты>
- обеспечить соответствующую нормативам комплектацию специалистами общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи ГБУЗ РТ <данные изъяты> в соответствии с п.8 Правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденных Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ №: - обеспечить 20-минутную транспортную доступность скорой медицинской помощи в <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты> Правил организации деятельности отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденных Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - обеспечить наличие автомобилей скорой медицинской помощи ГБУЗ РТ <данные изъяты> отвечающих требованиям стандарта оснащения отделения скорой медицинской помощи больницы, утвержденного Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ №: - привести оснащение операционного блока хирургического отделения ГБУЗ РТ <данные изъяты> в соответствие со стандартом оснащения операционной, установленным Приказом Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “хирургия”» от ДД.ММ.ГГГГ №: - привести оснащение дневного стационара ГБУЗ РТ <данные изъяты> в соответствие со Стандартом оснащения дневного стационара, утвержденным Приказом Минздрава России «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от ДД.ММ.ГГГГ №; - привести оснащение фельдшерско-акушерского пункта в <адрес> ГБУЗ РТ <данные изъяты> в соответствие со Стандартом оснащения дневного стационара, утвержденным Приказом Минздрава России «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обеспечить в помещении для хранения медицинских иммунобиологических препаратов ГБУЗ РТ <данные изъяты> покрытие стен помещения материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию; - обеспечить наличие в родильном отделении ГБУЗ РТ <данные изъяты> стеновых или потолочных энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч, источника закиси азота, каталки лежачей медицинской, обогревателя излучающего для новорожденных, ротаметра; - обеспечить наличие информации о фамилии, имени, отчестве медицинских работников ГБУЗ РТ <данные изъяты> занимаемой должности, сведений из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация), сведений из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия), наличие работоспособной функции по поиску, версии для слабовидящих на официальном сайте ГБУЗ РТ <данные изъяты> <данные изъяты> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что ГБУЗ Республики Тыва <данные изъяты> обязано уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока.
Взыскать с ГБУЗ Республики Тыва <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий В.О. Куулар