Решение по делу № 2а-2911/2017 ~ М-1029/2017 от 08.02.2017

Дело № 2-2911/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года                                                                 Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи И.Н. Белоноговой,

при секретаре А.Э. Волынском,

с участием представителя ответчика Ефимовой Е.В., представителя третьего лица Циунель М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ильменской Е. А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконными отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании принять решение о назначении государственной социальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Ильменская Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просит суд признать незаконным отказ администрации Невского района в назначении ей и ее семье государственной социальной помощи, обязать принять решение о назначении государственной социальной помощи. В обоснование своих исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей и ее семье государственной социальной помощи, в удовлетворении которого решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по причине отсутствия независящей от членов семьи причины, по которой доход семьи составляет ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, а также не оформления выплат, предусмотренных законодательством /субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг/. С указанными решениями истец не согласна, поскольку они не соответствует требованиям законодательства и нарушают ее права и права ее несовершеннолетних детей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, ранее в судебных заседаниях просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации Невского района по доверенности Ефимова Е.В. – в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила в материалы гражданского дела письменный отзыв. В ходе судебного разбирательства пояснила, что семья Ильменской Е.А. является полной, истец не работает - осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3-х лет. Супруг истца является трудоспособным гражданином, инвалидом не является, на стационарном и амбулаторном лечении не находится.

Представитель третьего лица – Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по доверенности Циунель М.А. – в суд явилась, просила суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Решением администрации была дана рекомендация по увеличению дохода семьи. Однако истец и его семья не предпринимают меры по повышению уровня жизни своей семьи, не обращаются за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу регистрации. Представляется очевидным, что истец не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством. Правовая позиция истца сводится к доводам о том, что государственная социальная помощь должна назначаться вне зависимости от возможности увеличения собственных доходов истца, что указывает на злоупотребление истцом своими правами и неизбежно приведет к произвольному необоснованному обеспечению государственной социальной помощью, а в итоге к нецелевому расходованию бюджетных средств. Представляется, что расширительное толкование правовых норм, устанавливающих меры социальной поддержки, и влекущее необоснованное увеличение объема бюджетных расходов, недопустимо, а безосновательное осуществление выплат из бюджета представляет собой нарушение охраняемых законом публичных интересов. Таким образом, решение Комиссии по назначению государственной социальной помощи малоимущим семьям Невского района Санкт-Петербурга об отказе в установлении Ильменской Е.А. государственной социальной помощи является законным и обоснованным по праву.

Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь предоставляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Порядком предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях: - поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; - создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; - повышения доходов населения.

Согласно статье 7 Закона № 178-ФЗ и главой 33-2 Социального кодекса получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона № 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно подпунктам «а», «е» и «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка; доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину; другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации, проценты по банковским вкладам, наследуемые и подаренные денежные средства. В соответствии со статьями 34, 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, в том числе из соображений доходности. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.

С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки, на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Согласно Главе 33-2 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2001 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» государственная социальная помощь - вид социальной помощи, которая предоставляется в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социальных пособий. Статьей 117-4 названного закона закреплено, что государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в виде социальных пособий. Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 № 595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В соответствии с пунктом 1.3 Порядка используется понятие малоимущей семьи - лиц, связанных родством и(или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.11.2016 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей и ее семье государственной социальной помощи, в удовлетворении которого решением от 3.12.2016 ей было отказано по причине отсутствия независящей от членов семьи причины, по которой доход семьи составляет ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, а также не оформления выплат, предусмотренных законодательством /субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг/.

Администрацией Невского района Санкт-Петербурга истцу разъяснено, что в соответствии со статьями 34, 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, в том числе из соображений доходности. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В соответствии с гл. 33-2 Социального кодекса государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге. В связи с чем комиссией супругу истца рекомендовано принять меры по увеличению дохода семьи путем трудоустройства.

Семье Ильменской Е.А, предоставляются предусмотренные действующим законодательством меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, многодетным семьям: ежемесячное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей в размере 9 986,20 руб., ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей в размере 3 768 руб., ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующим ребенком в размере 938,26 руб., ежемесячное пособие на ребенка дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в размере 848 руб., ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста в размере 787 руб., денежная выплата мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетной семье в размере 2 217,15 руб. Комиссией рекомендовано истцу обратиться в Городской центр жилищных субсидий Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Вячислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной для малоообеспеченных семей Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, ст. 159 ЖК РФ.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 года №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее Перечень).

Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе и денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (п/п. «ж» п. 1).

Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий - заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны происходить за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Необходимо отметить, что решение о назначении государственной социальной помощи принимается администрацией исходя из конкретной ситуации, в том числе когда один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством (заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат и т.д.).

При оценке указанного факта необходимо исходить из всего потенциально возможного объема полученных видов доходов в денежной и натуральной форме при соблюдении принципа разумности. Отсюда вытекает требование закона о подтверждении невозможности получения дохода в большем размере по независящим от заявителя обстоятельствам.

Так, сама по себе постановка на учет в органах занятости не свидетельствует о такой невозможности. Для признания причины невозможности уважительной необходимо, чтобы перерыв между прекращением работы и регистрацией в государственной службе занятости населения не превышал одного месяца, и после регистрации в службе занятости не прошло одного года. Иное с точки зрения баланса интересов расценивается как реализация права гражданина своего права на труд, заключающегося в том числе в его праве не осуществлять трудовую деятельность вовсе. Прекращение супругом истца деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в марте 2016 года в совокупности с его регистрацией в государственной службе занятости только в июле 2016 года не может быть квалифицировано как подтверждение невозможности получения дохода в большем размере по независящим от заявителя обстоятельствам.

Более того, не обжалование заявителем решений об отказе в предоставлении субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не обращение с заявлениями о таком предоставлении за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, также не может свидетельствовать о совершении всех действий, направленных на получение дохода в большем размере и являться подтверждением невозможности получения дохода в большем размере по независящим от заявителя обстоятельствам.

Таким образом, проанализировав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что возникновение права на получение государственной социальной помощи заявителем не подтверждено: не оформлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не представлены уважительные причины отсутствия у заявителя и трудоспособных членов его семьи доходов от трудовой и иной приносящей доход деятельности, т.е. не подтверждена невозможность получения дохода в большем размере по независящим от истца и членов ее семьи обстоятельствам.

Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при наличии убедительных возражений со стороны ответчика, и третьего лица, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны истца, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности исковых требований истца в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, считает необходимым в удовлетворении исковых требований истцу отказать, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Каких-либо иных доказательств по правилам ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, сторонами суду представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Ильменской Е. А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконными отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании принять решение о назначении государственной социальной помощи – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.Н. Белоногова

Мотивированное решение суда составлено

22 мая 2017 года

2а-2911/2017 ~ М-1029/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ильменская Екатерина Александровна
Ответчики
Администрация Невского р-на
Другие
Комитет по социальной политике СПб
Суд
Невский районный суд
Судья
Белоногова Ирина Николаевна
08.02.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2017[И] Передача материалов судье
10.02.2017(Вид производства изменен на "административное")
10.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.03.2017[Адм.] Судебное заседание
19.04.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
15.05.2017[Адм.] Судебное заседание
22.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2018[Адм.] Дело оформлено
17.10.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее