Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2015 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего- судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело №3а-566/2015 по административному исковому заявлению Есаян Г.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
с участием представителя Есаян Г.А. по доверенности Ивлиева С.А.,
У с т а н о в и л :
Есаян Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 738 150,50 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ивлиев С.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.
Правительство Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.Отрадный не обеспечили участие в суде своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке главы 25 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное Есаян Г.А. требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог / до введения в действие налога на недвижимость/ и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст.66 Земельного кодекса РФ допускает установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 года ФЗ №135 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что Есаян Г.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, адрес объекта: <адрес> /основание: договор купли-продажи здания цеха керамзитобетонных блоков и земельного участка под ним от 18.11.2013/.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» в размере 11 221 695,80 руб.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, Есаян Г.А. обратился в ООО «<данные изъяты>» для определения его рыночной стоимости.
Согласно отчета об оценке №, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 3 738 150,50 руб..
Экспертным заключением №, выполненным <данные изъяты>», членом которого является оценщик ФИО1., подтверждено соответствие отчета требованиям Федерального законодательства об оценочной деятельности. В нем также указано, что проведенная экспертиза отчета подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в отчете на дату оценки 01.01.2013 года, составляющую 3 738 150,50 руб.
Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного дела.
В соответствии со ст.12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно п.1.2 Требований к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29 июля 2011 №382, отчет должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов, установленных Федеральным стандартом оценки «Требование к отчету об оценке /ФСО №3/, и настоящим требованиям.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с п.1.2 Требований к отчету и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, величина рыночной стоимости, определенная данным отчетом, является достоверной.
В отчете приведены допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки / стр.8-9/, описание объекта оценки /стр.15-20/, анализ рынка объекта оценки /стр.21-34/, анализ влияния ценообразующих факторов на стоимость земельного участка/ стр.34-41/.
Оценщик сделал вывод о том, что наиболее эффективным вариантом использования объекта оценки является фактическое использование земельного участка для производственной деятельности /стр.42-45/.
На стр.46-51 оценщик проведено обоснование отказа от затратного и доходного подходов и принято решение при проведении исследования использовать метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
В качестве объектов-аналогов оценщик использовал предложения к продаже земельных участков наиболее приближенные по характеристикам к объекту оценки, расположенные в Волжском и Красноярском районах Самарской области. Информация была получена им из информационной системы «Центр» на основании архива по состоянию на 31.12.2012 года.
Информация об использованных оценщиком объектах-аналогах подтверждена приложенными к отчету источниками информации на стр.53- 54.
В качестве единицы сравнения оценщик принял стоимость в рублях за 1 кв.м. земельного участка –стр.55.
На страницах 55-59 отчета оценщик привел обоснование ценоообразующих факторов и степени их отличия, обосновал необходимость применения корректировок.
Расчет стоимости оцениваемого земельного участка произведен на стр.60-62.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведены замечания к отчету об оценке, доказательств иной величины рыночной стоимости не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований для назначений судебной экспертизы по инициативе суда не усматривается, поскольку отчет об оценке отвечает требованиям законодательства.
В связи с изложенным суд полагает, что отчет об оценке, подтвержденный экспертным заключением, а также подтвержденная экспертным заключением величина рыночной стоимости, являются достоверными.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2013 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Рыночная стоимость земельного участка определена отчетом об оценке на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 01.01.2013 года.
Рыночная стоимость земельного участка, указанная в отчете об оценке, ниже кадастровой стоимости.
Расхождение указанных величин обусловлено тем, что кадастровая стоимость определена методом массовой оценки земель, а рыночная стоимость определяется с учетом особенностей конкретного земельного участка.
Принимая во внимание отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подтверждающее соответствие отчета требованиям законодательства, признавая, что завышение кадастровой стоимости затрагивает права административного истца, суд считает, что требование Есаян Г.А. следует удовлетворить и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: № равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 738 150,50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.65, 66 ЗК РФ, ст.12, 24.18, Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.175-180, 245-249 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требование Есаян Г.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 738 150,50 руб..
Дата обращения Есаян Г.А. в суд 30.10.2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Родина Т.А.