Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2017 годаКлинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Борща А.П.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2874/2017 по иску ГАЛОЧКИНА Сергея Николаевича к Министерству образования Московской области о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающимся в предоставлении жилого помещения,
Установил
/дата/ 2017 года Галочкин С.Н., 28.03.1981 года рождения, обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что с рождения он находился в разных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своих родителей он не помнит и никогда не видел; у него сохранились сведения о его местонахождении только с /дата/ 1993 года, когда он находился в Дмитровском доме-интернате, а в /дата/ 1995 года он был переведен в Филимонковский дом-интернат, в июле 1999 года - в Колычевский ПНИ Егорьевского района, откуда в 2011 году - в Клинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, по адресу которого: /адрес/, и был постоянно зарегистрирован по месту жительства; в настоящее время он планирует жить самостоятельно, однако жилого помещения у него не имеется, т.к. в период его нахождения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за ним не было сохранено жилого помещения; из государственного детского учреждения ему некуда было возвращаться, и фактически он являлся лицом без определенного места жительства; в связи с тем, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью является реализованной только после предоставления жилого помещения, достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и не реализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает органы от обязанности предоставить жилое помещение; достижение им, т.е. истцом, на настоящий момент 36-летнего возраста не свидетельствует об отсутствии у Министерства образования МО обязанности по предоставлению ему предусмотренной законом меры социальной поддержки, а именно предоставления жилого помещения в виде 1-комнатной квартиры.
В судебном заседании истец Галочкин С.Н. поддержал иск, по изложенным в нём основаниям.
Представители ответчика - Министерства образования Московской области - и третьих лиц - Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району и ГБСУ МО «Клинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - в судебное заседание не явились и о причинах своей неявки не сообщили; о рассмотрении дела они были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Администрации Клинского муниципального района - Кузнецова О.В. в судебное заседание не явилась, предоставила /дата/ 2017 года письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, по имеющимся в деле доказательствам (л.д. 31).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, суд пришёл к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец Галочкин С.Н., /дата/ 1981 года рождения, с рождения являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, и со дня совершеннолетия - относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Этот вывод суда подтвержден предоставленными истцом письменными доказательствами о его нахождении учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Московской области (л.д. 10-18).
С /дата/ 2011 года Галочкин С.Н. зарегистрирован по адресу: /адрес/, о чём указано в его паспорте гражданина Российской Федерации (л.д. 4-7), в котором, однако, занимаемая им комната не является жилым помещением, поскольку Интернат является учреждением социального обслуживания, а не жилым домом.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-О3 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 1 января 2013 года:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые. помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
- Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
- Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с Решением Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от 23.11.2006 № 11/35 в Клинском муниципальном районе установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма равной 10 кв. м общей площади на одного члена семьи, проживающего в отдельной квартире, и 9 кв. м жилой площади на одного члена семьи, проживающего в коммунальной квартире.
П. 1 (абзац 4) Подпрограммы «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» муниципальной Программы Клинского муниципального района «Жилище» на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением Главы администрации Клинского муниципального района № 2214 от 13.10.2014 г. установлена норма предоставления жилого помещения по месту жительства данной категории граждан - не менее 27 кв. м.
На период оставления истца без попечения родителей, когда, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Галочкин С.Н. остался без попечения родителей, действовала следующая редакция части 2 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди за счет средств бюджета Московской области, исходя из расчета не менее 27 кв. м общей площади (в ред. Закона МО от 20.03.2008 N26/2008-03).
На дату совершеннолетия Галочкина С.Н. /дата/ 1999 года действовала следующая редакция части 2 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»:
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области, (часть 2 в ред. Закона МО от 10.07.2009 N 81/2009-ОЗ).
Таким образом, истец имеет право на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением в виде квартиры не менее 27 кв. м по месту жительства, за счёт средств бюджета Московской области.
Учитывая, что Галочкин С.Н.:
в силу ч. 2 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в ред. Закона МО от 20.03.2008 N 26/2008-03 и от 10.07.2009 N 81/2009-03) имел право на предоставление жилого помещения в виде квартиры за счет средств бюджета Московской области, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (до 18 лет), как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (от 18 до 23 лет), до настоящего времени не обеспечен жилой площадью,
- в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ. действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
- в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 11 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-03, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона (в ред. Закона Московской области от 15.10.2012 N 151/2012-03),
суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
Решил
Признать ГАЛОЧКИНА С.Н., /дата/ 1981 года рождения, уроженца гор. /адрес/, лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения в виде квартиры, по месту жительства, за счет средств бюджета Московской области.
Включить ГАЛОЧКИНА С.Н., /дата/ 1981 года рождения, уроженца гор. /адрес/, в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись А. П. Борщ
Мотивированное решение по делу составлено /дата/ 2018 года.
Судья: подпись А. П. Борщ