Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Краснодар Дело № А-32-3501/07-34/105-16 АП
05 апреля 2007 года
Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Т.И. Марчук,
при ведении протокола помощником судьи Завгородней Ю.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к арбитражному управляющему Савельеву Александру Борисовичу, ст. Калининская
о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении № 00052306 от 06.02.06
при участии в заседании: от заявителя – Колупаевой Н.В. (доверенность от 13.11.06 № 108);
лица, привлекаемого к административной ответственности, - Савельева А.Б. (паспорт 03 05 № 122241).
У С Т А Н О В И Л:
Рассматривается заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Дело рассмотрением откладывалось ввиду непредставления лицом, привлекаемым к административной ответственности, отзыва по делу.
В очередном судебном заседании заявитель поддержал ранее заявленные требования. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, требования заявителя не признало.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.05 по делу № А-32-20053/2005-1/306-Б ОАО «Маслосырзавод «Новотитаровский» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство и на должность конкурсного управляющего утверждён Савельев А.Б. (л.д. 14 – 16).
см. лист 2
В ходе проведения Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю проверки деятельности Савельева А.Б. по материалам настоящего судебного дела, установлены нарушения конкурсным управляющим обязанностей, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» и иных норм, регулирующих вопросы банкротства, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении № 00052306 от 06.02.06 (л.д. 8 – 12).
Усматривая в действиях Савельева А.Б. событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявитель просит суд привлечь его к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, частично требования заявителя по существу признало, просит суд учесть смягчающие его вину обстоятельства – малозначительность допущенного им бездействия.
В судебном заседании от 03.04.07 объявлялся перерыв до 05.04.07 до 15-00 для представления лицом, привлекаемым к административной ответственности, письменного отзыва по делу.
После перерыва заседание с участием представителей сторон было продолжено.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.13. Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов Российской Федерации.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив основания заявленных требований и документы, представленные заявителем и лицом, привлекаемым к административной ответственности, в обоснование своих требований и возражений, пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.05 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» Федеральная регистрационная служба является регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии со статьёй 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
см. лист 3
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности (часть 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий осуществляет организацию и проведение собрания кредиторов. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Согласно условиям протокола от 22.11.05 на первом собрании кредиторов ОАО «Маслосырзавод «Новотитаровский», проведённом на стадии временного управления, принято решение о проведении последующих собраний кредиторов не реже одного раза в два месяца (л.д. 40 - 42).
В нарушение данного правила, с даты своего утверждения (06.12.05) Савельевым А.Б. проведено пять собраний кредиторов: 03.02.06, 12.05.06, 13.06.06, 08.08.06 и 25.10.06 (л.д. 43 – 44, 46 – 48, 50, 52), в нарушение периодичности, установленной настоящим собранием. После 25.10.06 собрания кредиторов конкурсным управляющим не проводились. Протокол собрания кредиторов от 03.02.06 с приложениями был сдан Савельевым А.Б. в арбитражный суд 18.05.06, то есть, через три месяца после проведения
см. лист 4
собрания кредиторов. Доказательств обратного с документальным подтверждением лицо, привлекаемое к административной ответственности, суду не представило.
В соответствии со статьёй 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.03 № 195 «Об утверждении типовых форм отчётов (заключений) арбитражного управляющего» утверждена типовая форма отчёта конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, который должен содержать: реквизиты основного счёта должника, сведения о размере средств, поступивших на основной счёт должника, сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
К отчёту конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нём сведения.
В нарушение данного правила, Савельев А.Б. за период конкурсного производства не информировал кредиторов о суммах расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения, ущемляя своими действиями права конкурсных кредиторов на осуществление контроля за расходованием средств, составляющих конкурсную массу должника.
см. лист 5
В силу статьи 24 настоящего Федерального закона арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации; соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего; прини-
мать меры по защите имущества должника; анализировать его финансовое состояние, финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации № 122-О от 21.04.05 разъяснено, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Допущенные конкурсным управляющим правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций – участников имущественного оборота в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В этой связи, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении конкурсным управляющим Савельевым А.Б. требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при выполнении возложенных на него обязанностей.
Назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти,
см. лист 6
возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Статья 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях под административным правонарушением признаёт противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в соответствии с частью 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего Савельева А.Б. событие и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях и находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по делам, переданным уполномоченным органом (должностным лицом) на рассмотрение судьи, последний не связан мнением указанного органа (должностного лица) и вправе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, руководствуясь общими правилами назначения наказания, назначить любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе и такую, применение которой не относится к исключительной компетенции судей.
С учётом изложенного, суд считает возможным наложить на лицо, привлекаемое к административной ответственности, минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.13. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьёй 29, частью 1 статьи 64, статьями 65, 71, 156, 158, 163, 167-170, частями 5, 6 статьи 205, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; частью 1 статьи 2.1., частью статьи 14.13., частью 3 статьи 23.1.,
см. лист 7
статьями 24.1., 26.1., пунктом 1 части 1 статьи 29.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Наложить на конкурсного управляющего Савельева Александра Борисовича, 05.06.1978 года рождения, урож. ст. Калининской, проживающего по адресу: Краснодарский край, ст. Калининская, ул. 40 лет октября, 27, административное взыскание в соответствии с частью 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях - административный штраф в доход федерального бюджета в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда – 2 500 рублей.
Вынесенное по делу решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края в соответствии со статьями 30.1. - 30.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях в 10-дневный срок со дня получения копии решения.