Дело № 2-1224/2018
Решение
Именем Российской Федерации
«08» мая 2018 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Дудникова А.А.,
при секретаре Чернышовой Н.М.,
с участием представителя ответчика СПАО «Ингосстрах» - Восканян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Добровольского В.О. к СПАО «Ингосстрах» о взыскании неустойки,
установил:
Добровольский В.О. обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что 29 ноября 2016 года по вине водителя Алиева С.М., управлявшего автомобилем ВАЗ 217050, государственный регистрационный знак ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 05, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю Audi A6, государственный регистрационный знак Н628ОК 123, были причинены механические повреждения, в связи с чем, он обратился в СПАО «Ингосстрах», где застрахована его автогражданская ответственность с заявлением о возмещении ущерба, причиненного ДТП с приложением необходимых документов. Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 07 сентября 2017 год со СПАО «Ингосстрах» в его пользу было взыскано страховое возмещение в размере 65800 рублей. В связи с нарушением срока выплаты страхового возмещения, истец просит взыскать со СПАО «Ингосстрах» в свою пользу неустойку в размере 176744 рублей, почтовые расходы по направлению в адрес ответчика досудебной претензии о выплате неустойки в размере 400 рублей.
Истец Добровольский В.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Восканян Л.А. в судебном заседании просила применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки.
Суд, выслушав возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Пунктом 2 части 1 статьи 942 ГК РФ закреплено, что одним из существенных условий договора страхования, по которому между страховщиком и страхователем должно быть достигнуто соглашение, является характер события, на случай наступления которого, осуществляется страхование - страховой случай.
В силу подп. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено следующее.
Добровольскому В.О. на праве собственности принадлежит автомобиль Audi A6, государственный регистрационный знак ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 123, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
29 ноября 2016 года произошло дорожно-транспортное происшествие, связанное со столкновением двух транспортных средств: автомобиля ВАЗ 217050, государственный регистрационный знак ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 05 под управлением Алиева С.М. и автомобиля Audi A6, государственный регистрационный знак ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 123 под управлением Добровольского В.О.
По указанному факту ДТП постановлением по делу об административном правонарушении ИДПС ОДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 30 ноября 2016 года Алиев С.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль Audi A6, государственный регистрационный знак ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ 123 получил механические повреждения.
13 декабря 2016 года истец Добровольский В.О. обратился к страховщику СПАО «Ингосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
В тот же день (13 декабря 2016 года) СПАО «Ингосстрах» организовало осмотр транспортного средства и 23 декабря 2016 года перечислило на счет Добровольского В.О. страховое возмещение в размере 137800 рублей.
Данные обстоятельства установлены решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 07 сентября 2017 года, вступившим в законную силу, по гражданскому делу по иску Добровольского В.О. к СПАО «Ингосстрах» о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, которое в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Указанным судебным решение исковые требования Добровольского В.О. удовлетворены частично, со СПАО «Ингосстрах» в пользу Добровольского В.О. взыскано: стоимость восстановительного ремонта в размере 65800 рублей, штраф в размере 32900 рублей, расходы по оценке в размере 10000 рублей, почтовые расходы в размере 400 рублей, компенсация морального вреда в размере 500 рублей, а всего 109600 рублей, в остальной части иска в сумме свыше 109600 рублей, - отказано.
Согласно п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
В соответствии с п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты определяется в размере одного процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке в сроки, установленные ст. 12 Закона об ОСАГО (абз 2 п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с двадцать первого дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.
Таким образом, неустойка не начисляется при наличии одновременно двух условий, - выплата страхового возмещения в полном объеме и в установленные Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сроки.
Однако последнее условие ответчиком не было выполнено. Соответственно, ответчик совершил гражданское правонарушение в виде нарушения сроков выплаты страхового возмещения. Данное правонарушение влечет установленную ответственность в виде неустойки, предусмотренной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Досудебная претензия истца о выплате суммы неустойки, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Учитывая, что заявление о страховой выплате было получено СПАО «Ингосстрах» 13 декабря 2016 года, размер неустойки за нарушение сроков выплаты страхового возмещения с учетом праздничных нерабочих дней подлежит исчислению с 10 января 2017 года.
Согласно расчета, представленного истцом, размер неустойки за период с 10 января 2017 года по 13 октября 2017 года составляет: 65800 (сумма ущерба) х 1% (размер неустойки согласно п.21 ст.12 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») * 268 дней (количество дней просрочки) = 176744 рублей.
Суд не принимает во внимание расчет истца, поскольку он выполнен арифметически неверно и производит свой расчет, согласно которого размер неустойки за нарушение сроков выплаты страхового возмещения за период с 10 января 2017 года по 13 октября 2017 года составляет: 65800 (сумма ущерба) х 1% (размер неустойки согласно п.21 ст.12 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») * 276 дней (количество дней просрочки) = 181608 рублей.
Учитывая положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд определяет неустойку за период с 10 января 2017 года по 13 октября 2017 года в размере 176744 рублей.
В соответствии с п. 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п. 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
При этом, согласно п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 58 от 26 декабря 2017 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применение статьи 333 ГК РФ об уменьшении судом неустойки возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащие уплате неустойка, финансовая санкция и штраф явно несоразмерны последствиям нарушенного обязательства. Уменьшение неустойки, финансовой санкции и штрафа допускается только по заявлению ответчика, сделанному в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, перешедшем к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. В решении должны указываться мотивы, по которым суд пришел к выводу, что уменьшение их размера является допустимым.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2 Определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Таким образом, наличие оснований для уменьшения неустойки и определение критериев ее соразмерности последствиям нарушенного обязательства, определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства, длительность срока, в течение которого истец не обращался в суд с заявлением о взыскании указанной неустойки, добровольное исполнение обязательства, общеправовые принципы разумности, справедливости и соразмерности и другие обстоятельства.
Под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Принимая во внимание заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ и уменьшении размера неустойки, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая степень и длительность нарушения имущественных прав истца, отсутствие доказательств, свидетельствующих о существенных негативных последствиях для него, соразмерных с применяемой к ответчику мерой ответственности, принимая во внимание обстоятельства, по которым страховая выплата не была произведена в установленный законом срок, период просрочки неисполнения обязательства, за который начислена неустойка, общеправовые принципы разумности, справедливости и соразмерности, суд полагает, что размер неустойки в сумме 176744 рублей, превышающий сумму страхового возмещения, явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства страховщиком, в связи с чем, полагает необходимым уменьшить размер неустойки с применением положений статьи 333 ГК РФ к спорным правоотношениям сторон до 30000 рублей. При этом суд также исходит из того, что взыскание неустойки не должно вести к необоснованному обогащению кредитора за счет должника, а потому полагает определенный ко взысканию с ответчика размер неустойки в сумме 30000 рублей соответствующим требованиям разумности и соразмерности применяемой к нарушителю меры ответственности за нарушение срока осуществления страховой выплаты, что способствует сохранению баланса интересов сторон по данному делу.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с требованиями ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимые расходы.
Согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, истцом понесены почтовые расходы в сумме 400 рублей по направлению в адрес СПАО «Ингосстрах» досудебной претензии о выплате неустойки, которые подлежат возмещению истцу ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины у суда не имеется.
При таких данных, с учетом требований статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Добровольского В.О. к СПАО «Ингосстрах» о взыскании неустойки, удовлетворить частично.
Взыскать со СПАО «Ингосстрах» в пользу Добровольского В.О. неустойку в размере 30000 рублей, почтовые расходы в сумме 400 рублей, а всего 30400 рублей, в остальной части иска в сумме свыше 30400 рублей, - отказать.
Взыскать со СПАО «Ингосстрах» в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 1100 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А. Дудников