Дело № 2-441/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2014 года
Алькеевский районный суд РТ в составе:
председательствующего судьи Гарифинов М.Р.
при секретаре Газизовой Ф.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шайхутдиновой Р.Ш. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Алькеевскому району РТ о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику на том основании, что в 2011 года она познакомилась с Гайфуллиным Ф.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Почти сразу же они стали вместе проживать, вести общее хозяйство и имели совместный доход, о чем свидетельствует справка № 1781 от 06 мая 2014 года, выданная Советом Базарно-Матакского сельского поселения Алькеевского муниципального района РТ. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын - Ш.С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ Гайфуллин Ф.А. погиб в результате дорожно-транспортного происшествия. Официально истица с Гайфуллиным Ф.А. брак не зарегистрировали, ввиду постоянного нахождения последнего на работе. Решением Алькеевского районного суда РТ от 05 июня 2014 года истицей был установлен юридический факт признания Гайфуллиным Ф.А. отцом ее сына <данные изъяты> а также состояние в фактических брачных отношениях с Гайфуллиным Ф.А. Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Алькеевском районе РТ за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, где ей было отказано в назначении указанной пенсии. Отказ мотивирован тем, что истица не предоставила документ, подтверждающий родственные отношения с умершим кормильца. С данным решением истица не согласна по тем основанием, что она находилась на полном обеспечении Гайфуллина Ф.А., доход которого являлся для нее основным источником средств к существованию. Более того, на момент его смерти истица не могла заниматься трудовой деятельностью и самостоятельно содержать себя, так как находилась в декретном отпуске. Данные обстоятельства могут подтвердить свидетели М.Т.А. Я.С.В. которые части были в гостях у истицы. В связи с этим истица просит обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по случаю потери кормильца Гайфуллина Ф.А., начиная со дня его смерти 24 июля 2012 года.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика - специалист-эксперт Управления Пенсонного фонда в Алькеевском районе РТ с исковыми требованиями не согласился.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 г. при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, подлежит руководствоваться п.2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 и п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются 2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают; члены семьи умершего кормильца признаются состоявшимися на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истица с 2011 года находилась в фактических брачных отношениях с Гайфуллиным Ф.А., умершим ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын <данные изъяты>, на содержание которого истица в настоящее время получает пенсию по случаю потере ребенком кормильца. Требования по настоящему иску Шайхутдинова Р.Ш. мотивировала тем, что Гайфуллин Ф.А. до своей смерти имел стабильный заработок и содержал семью, при этом сама она не имела доходов, соответственно находилась на его иждивении. В связи с этим, по мнению истицы, имеются основания для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.
С указанными доводами иска суд не может согласиться.
Исходя из смысла приведенных выше положений закона (п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), правом на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в данном случае, обладает супруг умершего.
В целях наследования супругами друг после друга, а так же использования других материальных благ, действующее законодательство предполагает только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Фактические брачные отношения, сколь долго бы они ни продолжались, не могут привести к возникновению общей совместной собственности на приобретенное за этот период имущество и других материальных благ.
Исключение составляют лишь случаи, когда фактические брачные отношения, возникли до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".
Данным Указом была признана юридическая сила только за зарегистрированными брачными отношениями. В период действия ГК РСФСР 1922 года законодательством признавались помимо зарегистрированных браков также и фактические брачные отношения.
В соответствии с положениями ст. 10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 мая 1995 года N 26-О, правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством; закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины, оно не порождает правовых последствий и потому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеназванных норм материального права, при которых фактические брачные отношения не порождают никаких правовых последствий и не регулируются никакими иными нормами права, истица не может быть признана находившейся на иждивении Гайфуллина Ф.А., соответственно, отсутствуют основания и для признания за ней права на трудовую пенсию по случаю потере кормильца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Шайхутдиновой Р.Ш. к Управлению Пенсионного фонда в Алькеевском районе РТ о назначении пенсии по случаю потери кормильца отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Верховный суд РТ через Алькеевский районный суд РТ.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья Гарифинов М.Р.
Решение вступает в законную силу « » 20 г.
Судья Гарифинов М.Р.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2- 441/ 2014года
Секретарь суд.зас. Газизова Ф.Х.