Судья Глухова Ю.Р. Дело № 33а-1334/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 28 августа 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Медведевой И.А. и Попова Г.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Иванова В. А., Солдаковой Л. В., Хузияхметовой Таскири Х. К. Г.В. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 04 мая 2018 года по административному иску Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов, обязании принять решение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Т.Н., Солдакова Л.В., Хузияхметова Т.Х., проживающие на основании договоров социального найма в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>) 01 февраля 2018 года обратились в администрацию городского округа «Город Волжск» на имя председателя межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан по вопросу признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания.
В обоснование заявления указали, что проживание в занимаемых квартирах невозможно, что подтверждается заключениями специалиста ООО «Инженерная компания «Квадр» от 28 апреля 2017 года.
Поскольку признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заявители просили провести оценку соответствия помещений многоквартирного дома установленным требованиям.
19 февраля 2018 года администрацией городского округа «Город Волжск» направлены ответы (№ КЛ-224), подписанные председателем межведомственной комиссии по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск» (далее – межведомственная комиссия городского округа «Город Волжск»), согласно которым заявителям в соответствии с пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение), предложено представить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Не согласившись с принятым решением, Иванов В.А., Солдакова Л.В., Хузияхметова Т.Х. обратились в Волжский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором указали о нарушении установленных пунктами 46 и 47 Положения порядка рассмотрения заявления, поскольку заявление должно быть рассмотрено межведомственной комиссией в течение 30 дней с даты регистрации, и по результатам рассмотрения должно быть принято решение в форме заключения. Полученный административными истцами ответ по форме заключением межведомственной комиссии не является, требование представить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения противоречит абзацу 3 пункта 44 Положения.
Учитывая указанные обстоятельства, административные истцы просили признать решение от 19 февраля 2018 года № КЛ-224 незаконным и обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия жилых помещений – квартир № <адрес> <адрес> установленным требованиям с вынесением заключения, либо решения о проведении дополнительного обследования жилого помещения.
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 04 мая 2018 года в удовлетворении требований административного иска Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов и обязании принять решение отказано.
В апелляционной жалобе представитель Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. Кузьмичева Г.В. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение порядка рассмотрения заявления о признании жилых помещений непригодными для проживания.
Администрацией городского округа «Город Волжск» представлены возражения относительного апелляционной жалобы.
Иванов В.А., Солдакова Л.В., Хузияхметова Т.Х. и их представитель Кузьмичева Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Согласно части 2 статьи 150, статье 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, а также их представителей, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Заслушав представителя администрации городского округа «Город Волжск» Онучину Т.А., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд пришел к выводу, что ответ административного ответчика на заявление Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. является мотивированным, содержит разъяснения действующего законодательства и обоснованное предложение представить дополнительные документы.
Между тем с указанным выводом суда судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
Согласно пунктам 7, 43, 44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, принятие решения которой производится в порядке, установленном Положением.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению <№>;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (пункт 44 Положения).
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
Установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 02 ноября 2016 года № 1155 создана межведомственная комиссия городского округа «Город Волжск», утверждены ее состав, а также положение о комиссии, устанавливающее задачи, функции и порядок организации ее работы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.2 Положения о межведомственной комиссии по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск» к ее функциям, в частности, относится обследование технического состояния жилых помещений.
Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 11 августа 2017 года № 950 в связи с кадровыми изменениями в состав межведомственной комиссии введен Первый заместитель Главы администрации городского округа «Город Волжск» В.
Между тем как следует из материалов дела, в связи с поступлением заявления Иванова В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х., в целях оценки доводов, указанных в заявлениях поименованных граждан, постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 08 февраля 2018 года № 140, была создана специальная комиссия по осмотру жилых помещений № <адрес> в многоквартирном доме № <адрес> на территории городского округа «Город Волжск» и утвержден ее состав (пункт 1).
Комиссии поручено провести визуальный осмотр указанных жилых помещений, по результатам которых составить акты (пункт 2).
Контроль за исполнением постановления возложен на первого заместителя главы администрации городского округа «Город Волжск» (пункт 3).
Как следует из представленных актов от 09 февраля 2018 года, указанная комиссия при участии представителя управляющей организации и нанимателей жилых помещений произвела визуальный осмотр указанных выше жилых помещений, несущих и ограждающих конструкций (стропильных ферм, стеновых панелей наружных и внутренних, наружных стен, кровли, установив при этом технически характеристики элементов и использованных материалов), системы теплоснабжения, проверила работу газового котла и не установила недостатков в отделке квартиры, отслоения штукатурки, неровностей стен и пола, не выявила следов промерзания наружных стен; замеры температуры внутреннего воздуха не проводились.
При этом акты обследования не содержат сведений об оценке результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований, из чего следует, что обследование жилых помещений осуществлялось без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений.
Акты не содержат выводов и рекомендаций, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.
Таким образом, обследование спорных жилых помещений произведено с нарушением исключительных полномочий межведомственной комиссии, составленные акты не соответствуют форме, установленной приложением № 2 к Положению, что является нарушением установленной законодательством процедуры оценки соответствия жилых помещений установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно абзацу третьему пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Учитывая приведенные положения, требование о предоставлении заявителями дополнительных документов, в том числе заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, должно быть мотивировано.
Между тем оспариваемое решение от 19 февраля 2018 года № КЛ-244 мотивов представления дополнительных документов не содержит.
Более того, составленные комиссией администрации городского округа «Город Волжск» акты обследования спорных жилых помещений от 09 февраля 2018 года не содержат выводов о необходимости проведения указанного обследования.
Ограничившись решением о предложении собственникам жилых помещений представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, межведомственная комиссия вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешила.
Направленный Иванову В.А., Солдаковой Л.В., Хузияхметовой Т.Х. ответ за подписью председателя межведомственной комиссии не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заявления. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения обращения административных истцов и вынесла формальное решение об истребовании документов.
Следовательно, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов и признании решения межведомственной комиссии городского округа «Город Волжск», выраженного в ответе от 19 февраля 2018 года № КЛ-244, незаконным; с целью восстановления нарушенных прав административных истцов судебная коллегия считает необходимым возложить на указанную комиссию обязанность в течение 30 дней с момента вынесения настоящего определения провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, в соответствии с процедурой, определенной пунктом 44 Положения.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл 04 мая 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Иванова В. А., Солдаковой Л. В., Хузияхметовой Т. Х. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов, обязании принять решение удовлетворить.
Признать решение межведомственной комиссии городского округа «Город Волжск», выраженное в ответе от 19 февраля 2018 года № КЛ-244, незаконным.
Возложить на межведомственную комиссию по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории городского округа «Город Волжск» обязанность в течение 30 дней с момента вынесения настоящего определения провести оценку соответствия жилых помещений по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, <адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, требованиям, в соответствии с процедурой, определенной пунктом 44 указанного Положения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Г.В. Попов