Решение по делу № 2а-3902/2018 ~ М-4220/2018 от 29.10.2018

Дело № 2а-3902/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2018 года                                                             г.Ульяновск

              Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

    председательствующего судьи                        Кузнецовой Э.Р.,

    при секретаре                                                  Панюгиной Я.С.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнении особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

    Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее по тексту – УФССП России по Ульяновской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование иска указала, что судебным приставом - исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 31610/18/73017-ИП от 11.10.2018

Администрация города Ульяновска считает, что постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.

Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год, утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2017 № 130 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Ведомственная структура расходов).

Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключение муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона 05.04.2013 №44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансовоорганизационных мероприятий составляет около 3 месяцев.

Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

На выполнение работ по благоустройству спуска к пляжу - места массового отдыха в парке «40-лет ВЛКСМ» в городе Ульяновске, составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость всех необходимых работ составляет 4 735 324,66 рублей.

Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем - Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (далее - Управление ЖКХ и благоустройства). Управление ЖКХ и благоустройства является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск» и в области жилищных отношений осуществляет функции заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, финансируемых из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», участвует в приемке в эксплуатацию данных объектов (Решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска»).

Учитывая общую потребность в средствах на исполнение решений судебных инстанций по капитальному ремонту жилищного фонда - 11,4 млрд.руб., предложения о выделении дополнительных денежных средств на данные цели планируется направить по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2018 года.

Кроме того, администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Таким образом, за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2018 год исполнить указанное выше решение суда невозможно, без соответствующих изменений в бюджет. В адрес Главы города направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме.

Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

В настоящее время на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится более 600 исполнительных производств (неимущественного характера) по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств (около 396 решений судов 2010-2016 годов) по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, по общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 500 миллионов рублей.

Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур, предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда.

Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в адрес Главы города письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов.

Полагает, что в данном случае отсутствуют основания ответственности, за нарушение обязательства, предусмотренные ст.401 ГК РФ.

              Просит освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 31610/18/73017-ИП от 11.10.2018.

    Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ и части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона №229-ФЗ).

В соответствии со статьей 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).

Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Частью 6 статьи 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26.06.2018 на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести благоустройство спуска к пляжу - месту массового отдыха в парке «40-лет ВЛКСМ», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Оренбургская, 41.

По факту предъявления к принудительному исполнению исполнительного листа ФС №004769396 судебным приставом-исполнителем 01.10.2018 возбуждено исполнительное производство № 31610/18/73017-ИП.

Должнику предложено в 5-ти дневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

11.10.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 5 Закона № 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, которыми в силу п. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

    Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

    В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Должник по исполнительному производству № 31610/18/73017-ИП от 01.10.2018 года администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск» и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области (ст. 36 Устава МО «Город Ульяновск»).

    Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п.1 ст.81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

    Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

    Судом установлено, что неисполнение администрацией города Ульяновска судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.

    Так, из исполнительного производства усматривается, что должником составлены сметы по работам, которые необходимо выполнить для исполнения решения суда, стоимость которых составила 4 735 324,66 руб.

    Очевидно, что исполнить решение суда в установленный срок должник не имел возможности. Неисполнение судебного решения в установленные сроки обусловлено объективными причинами, не зависящими от должника, в отсутствие виновного поведения.

    При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 31610/18/73017-░░ ░░ 01.10.2018 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                     ░.░.░░░░░░░░░

2а-3902/2018 ~ М-4220/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация города Ульяновска
Ответчики
УФССП по УО
МОСП УФССП России по Ульяновской области
Другие
Канаева Е.О.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кузнецова Э. Р.
29.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Судебное заседание
26.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2018[Адм.] Дело оформлено
27.12.2018[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее