Решение по делу № 2-4030/2018 ~ М-7932/2017 от 18.12.2017

                                                                                                               Дело № 2-4030/2018

                                               копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 августа 2018 года                         г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи             Полянской Е.Н.

при секретаре                                       Олиной А.А.

с участием представителя ответчика    Сонича И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винца ИМ к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, восстановлении права на получение пенсии, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Винц И.М. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России, Министерству финансов РФ, требования мотивировал тем, что является инвалидом детства, ему была назначена пенсия по инвалидности. По достижении 18-ти летнего возраста была установлена <данные изъяты> группа инвалидности. С 2016 года выплата пенсии была прекращена, в связи с отказом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» в признании истца инвалидом.

    С данным решением не согласен, так как у него имеются заболевания, приводящие к ограничению жизнедеятельности: <данные изъяты>.

    Просит признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» об отказе в признании истца инвалидом, обязать ответчика восстановить истца в праве на получение пенсии по инвалидности, взыскать с Министерства Финансов РФ компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

    Истец Винц И.М. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы.

    Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России Сонич И.В., действующий на основании доверенности от 18.12.2017, иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела. Пояснил, что в деле имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных истцом требований, отсутствие оснований для установления группы инвалидности и изменения процента стойкого нарушения функций организма подтверждается заключением судебной медико-социальной экспертизы.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ, о месте и времени судебного разбирательства извещенного надлежащим образом, не явился, причин неявки не сообщил. Ранее, в судебном заседании 04.04.2018 представитель ответчика Панфилова И.Ю. иск не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что деликтная ответственность Казны Российской Федерации наступает при наличии предусмотренных в ст.ст.1069, 1070 ГК РФ условий: наличие неправомерных (незаконных) властно- административных действий(решений) или бездействия государственных органов или их должностных лиц; причиненные истцу убытки (доказанный размер ущерба); причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и причиненным вредом; наличие вины в действиях (бездействии) должностных лиц государственных органов. В данном случае указанные обстоятельства отсутствуют, в связи с чем оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда за счет средств Казны Российской Федерации не имеется.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 7, 8 Закона проведение медико-социальной экспертизы, т.е. определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 2,3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 (далее- Правила) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В силу п.5,6 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

-ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

-необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с п. 7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (пункт 20 Правил)

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования (пункт 21 Правил).

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. (пункт 22 Правил).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. (пункт 26 Правил).

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (пункт 29 Правил).

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.(пункт 32 Правил).

Пунктами 42, 45 Правил предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро, решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 N 1024н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее- Классификации и критерии).

Пунктами 1,2 названного Приказа установлено, что классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Согласно пункту 4 названных Классификаций и критериев, степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Как следует из пункта 8 Классификаций и критериев, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что истец являлся инвалидом с детства, позже ФГУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной «<данные изъяты>» до 01.01.2013. Впоследствии 30.05.2014 и 11.08.2015 по результатам освидетельствования в Бюро №14- филиал ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России истцу устанавливалась инвалидность <данные изъяты> группы с причиной «<данные изъяты>» каждый раз сроком на 1 год. В 2016 году истец в ФКУ ГБ МСЭ по Красноярскому краю с заявлением о проведении медико- социальной экспертизы не обращался.

25.04.2017 истец был освидетельствован специалистами бюро №14 ФКУ ГБ МСЭ по Красноярскому краю, по результатам очного освидетельствования инвалидность не установлена.

Определением суда от 28 апреля 2018 года по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство экспертизы поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Новосибирской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На разрешение экспертов были поставлены вопросы о наличии у истца на момент освидетельствования в Бюро №14- филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России стойких расстройств функций организма, обусловленных имеющимися у него заболеваниями и их степени, и о наличии оснований для установления истцу инвалидности на дату проведения медико- социальной экспертизы 25.04.2017 в бюро № 14 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю», и группы инвалидности.

Согласно заключению заочной судебной медико-социальной экспертизы №33 от 08.06.2018, у Винца И.М. на момент освидетельствования в бюро № 14 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России имеются стойкие нарушения психических функций, обусловленные имеющимися у него заболеваниями.

Указанные стойкие нарушения психических функций имеют 1 степень выраженности (незначительные).

В количественном выражении это составляет 10-30% (п.7.2.1.1 приложения к приказу Минтруда России №1024н от 17.12.2015);

-    Данная степень выраженности подтверждается результатами объективного осмотра в Бюро №14 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России 25.04.2017, информацией в «направлении на МСЭ» МЧ-7 ФКУЗ МСЧ №24 ФСИН России.

Наличие факта влияния других нарушенных функций организма, утяжеляющих максимально выраженное в процентах нарушение функций организма, не выявлено.

Стойкие незначительные (I степени) нарушения психических функций (в диапазоне от 10 до 30 процентов), имеющиеся у Винца И.М., не приводят к экспертно значимому ограничению его жизнедеятельности. Ограничения жизнедеятельности, в соответствии с п.8 Приказа Минтруда России №1024 н от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», возникают у больных со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов).

Так же в соответствии с пунктом 8 Приказа Минтруда России №1024 н от 17.12.2015, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше, является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух или более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

На дату проведения медико- социальной экспертизы 25.04.2017 в Бюро №14, по представленным экспертно- медицинским данным, у Винца И.М. считается доказанным наличие стойких незначительных нарушений психических функций (в диапазоне от 10 до 30 процентов), не приводящих к экспертно значимому ограничению основных категорий жизнедеятельности, что не дает правовых оснований для установления ему инвалидности.

       Таким образом, заключением судебной медико- социальной экспертизы подтверждена обоснованность выводов Бюро №14 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России, об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности.

       Оснований не доверять вышеуказанному заключению у суда не имеется, поскольку заключение сделано предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения компетентными специалистами, по результатам изучения всех имеющихся документов, выводы мотивированы, и обоснованность указанного заключения сомнений у суда не вызывает.

В силу приведенных выше правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, основанием признания гражданина инвалидом является не наличие определенных заболеваний, на что ссылается истец, а совокупность условий: наличие стойких нарушений функций организма человека не менее II степени выраженности (в диапазоне от 40 до 100 процентов), приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. У истца же таких нарушений функций организма не установлено.

При этом из анализа представленных доказательств следует, что нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца 25.04.2017специалистами бюро №14 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» не допущено. Так, медико- социальная экспертиза проводилась специалистами Бюро №14 с учетом результатов обследования истца и анализа представленных документов, при ее проведении велся протокол №702.14.2017 от 25.04.2017, по результатам МСЭ был составлен акт №702.14.2017 от 25.04.2017, указанные документы подписаны руководителем бюро №14 и специалистами, принимавшими решение, заверены печатью учреждения.

Таким образом, порядок освидетельствования заявителя, форма и содержание акта и протокола соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признании лица инвалидом", и содержат обоснование отказа в признании истца инвалидом.

Выводы, изложенные в акте медико- социальной экспертизы, подтверждены заключением судебной медико- социальной экспертизы.

Доказательств, опровергающих указанные заключения, истцом в материалы дела не представлено и судом не добыто. Субъективная оценка истцом своего состояния здоровья не является достаточным основанием для признания незаконным обжалуемого решения медико- социальной экспертизы.

При таком положении, правовых оснований для признания незаконным решения бюро №14 ФКУ ГБ МСЭ по Красноярскому краю от 25.04.2017 об отказе в установлении истцу инвалидности, суд не усматривает.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что в полномочия органов медико- социальной экспертизы не входят вопросы назначения или прекращении выплаты пенсии. Назначение пенсии по инвалидности осуществляется пенсионными органами на основании установления органами МСЭ инвалидности гражданину. Между тем, как установлено судом, в установлении инвалидности истцу отказано и оснований для признания этого решения незаконным не имеется.

Требования истца к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда так же не подлежат удовлетворению, поскольку каких- либо правовых оснований для деликтной ответственности Казны Российской Федерации истцом не приведено, и в ходе рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Винца ИМ к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России, о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, восстановлении права на получение пенсии, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда- отказать.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий        /подпись/            Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                            Е.Н. Полянская

2-4030/2018 ~ М-7932/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Винц И.М.
Ответчики
Главное бюро МСЭ по Красноярскому краю
Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Полянская Елена Николаевна
18.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2017[И] Передача материалов судье
22.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2018[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2018[И] Судебное заседание
28.04.2018[И] Судебное заседание
02.07.2018[И] Производство по делу возобновлено
23.08.2018[И] Судебное заседание
25.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее