Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<дата> года г.Самара
Судья Красноглинского районного суда г. Самара Щетинкина И.А.,
при секретаре Безгиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Абрамовой С.Н к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л
Истец Абрамова С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, мотивировав исковые требования тем, что с <дата> истец зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>. С указанного времени был открыт лицевой счет №, истцом оплачиваются ответчику коммунальные платежи. В настоящее время истец намерена приватизировать занимаемое жилое помещение, для чего обратилась к ОАО «Кузнецов» с заявлением и необходимыми документами о передаче в собственность в порядке приватизации <адрес>, расположенной по вышеуказанному адресу. Однако <дата>. от ОАО «Кузнецов» был получен ответ, из которого следует, что решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата>. был признан состоявшимся перевод нежилого объекта капитального строительства в жилой объект капитального строительства недвижимого имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным решением ОАО «Кузнецов» осуществило мероприятия по переименованию нежилого здания казарма № на жилой дом и по итогам инвестирования в <дата> году жилой дом снят с баланса предприятия, в связи с чем ОАО «Кузнецов» полномочий по передаче в собственность занимаемой квартиры в собственность граждан не имеет, по данному вопросу было предложено обратиться в ТУ ФАУГИ в <адрес>. <дата>. от ТУ Росимущества в <адрес> был получен ответ об отсутствии в реестре федерального имущества объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства являются препятствием в реализации прав и законных интересов истца на приватизацию жилого помещения. Ранее истец не использовала свое право на приватизацию жилого помещения, в связи с чем просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, площадью с учетом прочей (с коэффициентом) <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Пахомова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «Кузнецов» - Лощинина И.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные исковые требования оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на иск, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют обратные уведомления, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и проверив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Абрамовой С.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда РФ» определяет приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, а муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1«О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В силу ст. 7 Закона о приватизации передача жилого помещения в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным между уполномоченным органом, предприятием, учреждением и гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
На основании ст. 6 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлено, что решением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> был признан состоявшимся перевод нежилого объекта капитального строительства в жилой объект капитального строительства недвижимого имущества многоквартирного дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, включающей в себя общую площадь квартир здания – <данные изъяты> кв.м, в том числе жилую площадь квартир – <данные изъяты> кв.м, общую площадь всех помещений общего пользования многоквартирного дома – <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Данным решением было установлено, что с <дата> г. помещение, расположенное по адресу: <адрес>, использовалось войсковой частью как казарма № и числилось на балансе ОАО «Моторостроитель» (ныне ОАО «Кузнецов»). После расформирования войсковой части ОАО «Моторостроитель» для сохранения освободившихся зданий, стоящих на балансе предприятия, было принято совместное решение администрации ВМЗ и профкома о реконструкции двух зданий под семейное общежитие и служебное жилье без выдачи ордеров. В <дата> г. ОАО «Моторостроитель» за свой счет произвело реконструкцию нежилого помещения «казармы», в результате которой были образованы тридцать восемь квартир №№. Решением Администрации и профкома ВМЗ от <дата> №, реконструированные жилые помещения были распределены работникам завода и выделены 5 комнат администрации <адрес> для заселения работников бюджетной сферы.
Статья 11 Закона о приватизации, предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 8 указанного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещениях он вправе обратиться в суд.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, отраженными в обзоре судебной практики за второй квартал 2005 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <дата>, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Из материалов настоящего дела следует, что истец Абрамова С.Н. с <дата>. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении №, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от <дата>., выданной председателем ТСН «Союз». На имя Абрамовой С.Н. открыт лицевой счет №.0. Истец своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные платежи, задолженности не имеет.
Согласно трудовому договору социального найма жилого помещения № от <дата>, с нанимателем Абрамовой С.Н. в жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу вселяется ее сын Абрамов А.С. Однако согласно свидетельству о смерти серии №, выданное отделом ЗАГС Красноглинского района г.о. Самара управления ЗАГС Самарской области, Абрамов А.С умер <дата>.
Из материалов дела следует, что истец не использовала свое право на приватизацию жилого помещения, о чем свидетельствует справка из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Согласно ч 2 п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившим в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами закона не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от <дата> № «Об утверждении плана приватизации и преобразования предприятия» государственное предприятие Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе было преобразовано в ОАО «Моторостроитель», которое является правопреемником преобразованного предприятия и были утверждены акт оценки стоимости имущества и расшифровка акта оценки стоимости зданий и сооружений, которые перешли в собственность ОАО «Моторостроитель».
Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, по акту оценки стоимости имущества и расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений из государственной собственности в собственность ОАО «Моторостроитель» передано не было, а только было передано на баланс предприятия как нежилое здание – «казарма №».
Согласно п. 12 указанного решения на государственное имущество, переданное на баланс ОАО «Мотростроитель», право собственности сохранено за Администрацией Самарской области, а управление спорным имуществом – за Комитетом по управлению имуществом Самарской области.
Однако из отзыва Министерства имущественных отношений Самарской области от <дата> № следует, что жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в реестре имущества Самарской области не числится.
Согласно отзыва Департамента управления имуществом г.о. Самара объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества г.о. Самара не состоит.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Таким образом, при приватизации государственного предприятия Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе жилищный фонд, а именно <адрес>, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а, следовательно, должен был быть включен в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 - процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из указанных норм закона следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фондов в РФ».
Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из представленных суду документов следует, что решения о включение жилого дома в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, органом местного самоуправления либо органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, не принималось.
Согласно данным технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на <дата>, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую площадь – <данные изъяты> кв.м, площадь с учетом прочей (с коэффициентом) – <данные изъяты> кв.м.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд считает, что истец, как наниматель жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальную собственность г.о. Самара, имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
В соответствии со ст. 218 п. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
При этом отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилой <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абрамовой С.Н к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Абрамовой С.Н право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, площадью с учетом прочей (с коэффициентом) <данные изъяты> кв.м, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: п/п И.А. Щетинкина
Копия верна
Судья: И.А. Щетинкина