Решение по делу № 2-356/2016 (2-3339/2015;) ~ М-3166/2015 от 28.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<дата> года г.Самара

Судья Красноглинского районного суда г. Самара Щетинкина И.А.,

при секретаре Безгиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абрамовой С.Н к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л

Истец Абрамова С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, мотивировав исковые требования тем, что с <дата> истец зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>. С указанного времени был открыт лицевой счет , истцом оплачиваются ответчику коммунальные платежи. В настоящее время истец намерена приватизировать занимаемое жилое помещение, для чего обратилась к ОАО «Кузнецов» с заявлением и необходимыми документами о передаче в собственность в порядке приватизации <адрес>, расположенной по вышеуказанному адресу. Однако <дата>. от ОАО «Кузнецов» был получен ответ, из которого следует, что решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата>. был признан состоявшимся перевод нежилого объекта капитального строительства в жилой объект капитального строительства недвижимого имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным решением ОАО «Кузнецов» осуществило мероприятия по переименованию нежилого здания казарма на жилой дом и по итогам инвестирования в <дата> году жилой дом снят с баланса предприятия, в связи с чем ОАО «Кузнецов» полномочий по передаче в собственность занимаемой квартиры в собственность граждан не имеет, по данному вопросу было предложено обратиться в ТУ ФАУГИ в <адрес>. <дата>. от ТУ Росимущества в <адрес> был получен ответ об отсутствии в реестре федерального имущества объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства являются препятствием в реализации прав и законных интересов истца на приватизацию жилого помещения. Ранее истец не использовала свое право на приватизацию жилого помещения, в связи с чем просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, площадью с учетом прочей (с коэффициентом) <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Пахомова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «Кузнецов» - Лощинина И.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные исковые требования оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на иск, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют обратные уведомления, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и проверив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Абрамовой С.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда РФ» определяет приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, а муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1«О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В силу ст. 7 Закона о приватизации передача жилого помещения в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным между уполномоченным органом, предприятием, учреждением и гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

На основании ст. 6 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В судебном заседании установлено, что решением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> был признан состоявшимся перевод нежилого объекта капитального строительства в жилой объект капитального строительства недвижимого имущества многоквартирного дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, включающей в себя общую площадь квартир здания – <данные изъяты> кв.м, в том числе жилую площадь квартир – <данные изъяты> кв.м, общую площадь всех помещений общего пользования многоквартирного дома – <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Данным решением было установлено, что с <дата> г. помещение, расположенное по адресу: <адрес>, использовалось войсковой частью как казарма и числилось на балансе ОАО «Моторостроитель» (ныне ОАО «Кузнецов»). После расформирования войсковой части ОАО «Моторостроитель» для сохранения освободившихся зданий, стоящих на балансе предприятия, было принято совместное решение администрации ВМЗ и профкома о реконструкции двух зданий под семейное общежитие и служебное жилье без выдачи ордеров. В <дата> г. ОАО «Моторостроитель» за свой счет произвело реконструкцию нежилого помещения «казармы», в результате которой были образованы тридцать восемь квартир №. Решением Администрации и профкома ВМЗ от <дата> , реконструированные жилые помещения были распределены работникам завода и выделены 5 комнат администрации <адрес> для заселения работников бюджетной сферы.

Статья 11 Закона о приватизации, предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 8 указанного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещениях он вправе обратиться в суд.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, отраженными в обзоре судебной практики за второй квартал 2005 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <дата>, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Из материалов настоящего дела следует, что истец Абрамова С.Н. с <дата>. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении , расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от <дата>., выданной председателем ТСН «Союз». На имя Абрамовой С.Н. открыт лицевой счет .0. Истец своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные платежи, задолженности не имеет.

Согласно трудовому договору социального найма жилого помещения от <дата>, с нанимателем Абрамовой С.Н. в жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу вселяется ее сын Абрамов А.С. Однако согласно свидетельству о смерти серии , выданное отделом ЗАГС Красноглинского района г.о. Самара управления ЗАГС Самарской области, Абрамов А.С умер <дата>.

Из материалов дела следует, что истец не использовала свое право на приватизацию жилого помещения, о чем свидетельствует справка из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Согласно ч 2 п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившим в силу 10 января 1993 года, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами закона не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от <дата> «Об утверждении плана приватизации и преобразования предприятия» государственное предприятие Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе было преобразовано в ОАО «Моторостроитель», которое является правопреемником преобразованного предприятия и были утверждены акт оценки стоимости имущества и расшифровка акта оценки стоимости зданий и сооружений, которые перешли в собственность ОАО «Моторостроитель».

Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, по акту оценки стоимости имущества и расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений из государственной собственности в собственность ОАО «Моторостроитель» передано не было, а только было передано на баланс предприятия как нежилое здание – «казарма ».

Согласно п. 12 указанного решения на государственное имущество, переданное на баланс ОАО «Мотростроитель», право собственности сохранено за Администрацией Самарской области, а управление спорным имуществом – за Комитетом по управлению имуществом Самарской области.

Однако из отзыва Министерства имущественных отношений Самарской области от <дата> следует, что жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в реестре имущества Самарской области не числится.

Согласно отзыва Департамента управления имуществом г.о. Самара объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества г.о. Самара не состоит.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения суда закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имели место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Таким образом, при приватизации государственного предприятия Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе жилищный фонд, а именно <адрес>, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а, следовательно, должен был быть включен в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Не включение спорного жилого дома в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данном доме, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 - процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из указанных норм закона следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фондов в РФ».

Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из представленных суду документов следует, что решения о включение жилого дома в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, органом местного самоуправления либо органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, не принималось.

Согласно данным технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на <дата>, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую площадь – <данные изъяты> кв.м, площадь с учетом прочей (с коэффициентом) – <данные изъяты> кв.м.

Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд считает, что истец, как наниматель жилого помещения в доме, который в силу закона должен быть передан в муниципальную собственность г.о. Самара, имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.

В соответствии со ст. 218 п. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При этом отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на жилой <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Абрамовой С.Н к ОАО «Кузнецов» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Абрамовой С.Н право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, площадью с учетом прочей (с коэффициентом) <данные изъяты> кв.м, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья: п/п И.А. Щетинкина

Копия верна

Судья: И.А. Щетинкина

2-356/2016 (2-3339/2015;) ~ М-3166/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абрамова С.Н.
Ответчики
ОАО "Кузнецов"
Другие
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Щетинкина И. А.
28.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2015[И] Передача материалов судье
31.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
26.01.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2016[И] Судебное заседание
18.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее