Дело № 2-601/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2018 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Камалетдиновой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Индивидуальному предпринимателю Килиной А.И. о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Килиной А.И. (далее – ИП Килина А.И.), указывая, что в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка по месту осуществления ею предпринимательской деятельности по адресу: <адрес>А, в результате которой было установлено, что ИП Килина А.И. в организации торговли допустила нарушения требований п. 1,2 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ст. 9. Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ст.ст. 4,7,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 8,9,12,19,39,41 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г., п. 2. ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которые выразились в реализации продукции легкой промышленности и продукции, предназначенной для детей и подростков, при отсутствии информации в маркировке, нанесенной на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции; не обеспечила наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары, предоставление потребителю информации в наглядной и доступной форме о Правилах продажи отдельных видов товаров, наличие книги отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию, а также продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, в связи с чем было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком предписание исполнено ДД.ММ.ГГГГ., нарушения устранены.
Ссылаясь на то обстоятельство, что определить круг потребителей, права которых были нарушены или могут быть нарушены в будущем указанными действиями ИП Килиной А.И., не представляется возможным, Управление просит признать их противоправными в отношении неопределенного круга лица и возложить обязанность прекратить противоправные действия.
Истец представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ИП Килина А.И. в судебное заседание не явилась, в направленном заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие выразила согласие с иском, признав требования истца в полном объеме.
Иск подлежит удовлетворению.
Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. (далее- Закон РФ «О защите прав потребителей») Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, и окружающую среду, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Отношения в области защиты нрав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
На основании ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителе» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (часть 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (часть 2).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителе»).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 876 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011 (далее - Технический регламент ТР ТС 017/2011).
В силу ст. 1 Технического регламента ТР ТС 017/2011 настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности. Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
Согласно п.п. 1 - 2 ст. 9 Технического регламента маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Согласно ст. 9. Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. № 797 (далее- Технический регламент ТР ТС 007/2011), маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии). Информация должна быть представлена на русском языке.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» заявитель обязан, в том числе обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов, выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования (далее- Правила), на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (далее - Правила продажи).
Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п. 9 Правил). Продавец обязан: иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию (п. 8 Правил), по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (п. 12 Правил), обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (п. 12 Правил).
Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт (п. 39 Правил).
На основании п. 41 Правил товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
ИП Килина А.И. (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРИП, осуществляет предпринимательскую деятельность, основным видом которой является торговля розничными прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (л.д. 59).
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ. №, в целях соблюдения обязательных требований действующих нормативно-правовых актов Таможенного союза и законодательства РФ в защиту прав потребителей, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Килиной А.И., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> А (л.д. 13-16).
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ., составлен акт № (л.д. 17-21), согласно которому установлено, что ИП Килина А.И. в организации торговли допустила:
1. Допустила реализацию продукции легкой промышленности при отсутствии информации в маркировке, нанесенной на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (отсутствуют наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; дата изготовления; символы по уходу за изделием), а именно:
- трусы мужские боксеры ENDEFINI, RUS/52, 95% хлопок, 5% эластан, по цене 350 руб. в количестве 1 шт.;
- женская сорочка, 100% полиэстер, made in China, free, по цене 850 руб. в количестве 1 шт.;
- трусы женские Indefini, EUR, RUS 42-44, артикул 1161, хлопок 95%, эластан 5 %, по цене 200 руб. в количестве I шт.;
- трусы женские Annajiolly, полиамид 78%, спандекс 13%, хлопок 9%, символ S, по цене 350 руб. в количестве 1 шт., чем нарушила требование п.п. 1,2 ст. 9 Технического регламента ТР ТС 017/2011.
2. Допустила реализацию товаров с оформленными на товар ценниками, не отвечающими обязательным требованиям ТР ТС 007/2011 (отсутствуют символы по уходу за изделием, маркировка на изделии, этикетке, прикрепляемой к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковке группы изделий или листок-вкладыш к продукции информации: наименование изделия, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; дата изготовления; размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции), а именно:
- джемпер трикотажный детский, N0 В802, ТО 80-110, SIZE 80, хлопок 89,5%, нейлон 9,5%, спандекс 1%, символы по уходу за изделием, made in China, в количестве 1 шт. по цене 850 руб.;
- шапка детская трикотажная, сделано в России, шерсть 50%, акрил 50%, ЕАС, в количестве I шт. по цене 650 руб.;
- платье для девочек, ООО Техноткань, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Сеченова, 56, ЕАС, ГОСТ 25294-2003, 100% полиэстер, размер 28, в количестве 1 шт. по цене 1400 руб., чем нарушила требования ст. 9. Технического регламента ТР ТС 007/2011, ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п.п. 39, 41 Правил.
3. Не обеспечила наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (на ценниках не указано наименование товара, только цена товара), чем нарушила требования п. 19 Правил.
4. Не обеспечила предоставление потребителю информации в наглядной и доступной форме о Правилах продажи отдельных видов товаров, чем нарушила требования п. 9 Правил.
5. Не обеспечила наличие книги отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию, чем нарушила требования п. 8 Правил.
6. Допустила в организации торговли реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, а именно:
- трусы мужские боксеры ENDEFINI, RUS/52, 95% хлопок, 5% эластан, по цене 350 руб. в количестве 1 шт.;
- бюстгальтер женский, модель 0439-4, размер 75А, цвет 168, произведено ООО «Валерия Линджерие», Московская обл., г. Коломна, ул. Левшина, 25; ГОСТ 29097-91, дата изготовления 2017, полиамид 70%, лайкра 15%, хлопок 15%, по цене 900 руб. в кол. 1 шт.;
- женская сорочка, 100% полиэстер, made in China, free, по цене 850 руб. в кол. 1 шт.;
- трусы женские Indefini, EUR, RUS 42-44, артикул 1161, хлопок 95%, эластан 5%, по цене 200 руб. в кол. 1 шт.;
- трусы женские Annajiolly, полиамид 78 %, спандекс 13%, хлопок 9%, символ S, по цене 350 руб. в количестве 1 шт.;
- джемпер трикотажный детский, N0 В802, ТО 80-110, SIZE 80, хлопок 89,5%, нейлон 9,5%, спандекс 1%, made in China, в кол. 1 шт. по цене 850 руб.;
- шапка детская трикотажная, сделано в России, шерсть 50%, акрил 50%, ЕАС, в кол. I шт. по цене 650 руб.;
- платье для девочек, ООО Техноткань, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Сеченова, 56, ЕАС, ГОСТ 25294-2003, 100% полиэстер, размер 28, 1 шт. по цене 1400 руб., чем нарушила требования ст.ст. 4, 7, Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 2. ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; п. 12 Правил.
Какие либо иные товарно-сопроводительные документы не предъявлены.
Иной способ доведения информации до сведения потребителей в результате проверки не установлен.
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ИП Килиной А.И. было вынесено предписание должностного лица Управления № об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. под роспись (л.д. 22-25).
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ИП Килиной А.И. составлены протоколы №-Ю, №-Ю, №-Ю о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.45., 14.43. ч. 1, 14.15. КоАП РФ (л.д. 27-33).
ДД.ММ.ГГГГ. Управлением вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №-Ю, №-Ю, №-Ю, в результате рассмотрения которых ИП Килина А.И. привлечена к административной ответственности за совершенные административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 14.45., 14.43. ч. 1, 14.15. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 34-44).
ДД.ММ.ГГГГ. ИП Килиной А.И. в адрес Управления направлена информация об исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ. в полном объеме (л.д. 30).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В связи с тем, что число лиц, пострадавших от действий ИП Килиной А.И. определить не представляется возможным, в целях пресечения таких действий и признании их незаконными, принимая во внимание тот факт, что в силу преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем признается не только гражданин, который приобретает товар (работы, услуги), но и тот, кто имеет намерение его приобрести, исходя из норм Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо констатировать, что настоящий иск направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия ответчика являются противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей, оснований для освобождения ИП Килиной А.И. от гражданско-правовой ответственности не имеется и на него должна быть возложена обязанность по выполнению требований Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 1,2 ст. 9 Технического регламента ТР ТС 017/2011, ст. 9. Технического регламента ТР ТС 007/2011, п.п. 8,9,12,19,39,41 Правил, п. 2. ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
ИП Килина А.И. признала исковые требования в полном объеме, наличие нарушений, выявленных истцом при проведении проверки, не оспаривала.
Иск о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Признать действия Индивидуального предпринимателя Килиной А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в реализации непродовольственных товаров (продукция легкой промышленности, продукция, предназначенная для детей и подростков), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, без товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании; при отсутствий информации о товаре; без наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары; без предоставления потребителю информации в наглядной и доступной форме о Правилах продажи отдельных видов товаров; без наличия книги отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию, что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»; ст.ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 2. ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; пунктов 8, 9, 12, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года, противоправными в отношении неопределенного круга лиц.
Возложить на Индивидуального предпринимателя Килину А.И. обязанность прекратить противоправные действия, выразившиеся в реализации непродовольственных товаров (продукция легкой промышленности, продукция, предназначенная для детей и подростков), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, без товарно-сопроводительной документации на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании; при отсутствий информации о товаре; без наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары; без предоставления потребителю информации в наглядной и доступной форме о Правилах продажи отдельных видов товаров; без наличия книги отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию, что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»; ст.ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 2. ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; пунктов 8, 9, 12, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Килиной А.И. в местный бюджет госпошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: А.А.Грибанова