Дело № 2-1380/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 13 сентября 2018 года
Кировский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Никулиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Волгограда в интересах муниципального образования – городского округа город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Стецюк ФИО9 об освобождении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кировского района г. Волгограда обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования – городского округа город – герой Волгоград, неопределенного круга лиц с иском к ИП Стецюк В.С. об освобождении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кировского района г.Волгограда с привлечением специалистов отдела муниципального земельного контроля Департамента муниципального имущества администрации Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о землепользовании. В ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке по <адрес> около жилого <адрес> размещен павильон «Деликат», площадью 28 кв.м., размер объекта 7 м х 4 м. Указанный нестационарный торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который находится в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес> деятельность в павильоне осуществляет ИП Стецюк В.С. на основании договора аренды нестационарного помещения от <ДАТА>. По данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 8 322 кв.м. относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для многоэтажной застройки. Во исполнение федерального законодательства постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> № утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 год. Нестационарный торговый объект, площадью 28 кв.м., расположенный около <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда не внесен. Договор между администрацией <адрес> Волгограда и ИП Стецюк В.С. на право размещения павильона не заключался. Таким образом, размещение ИП Стецюк В.С. торгового киоска на дворовой территории многоквартирного дома и осуществление в киоске торговой деятельности ИП Стецюк В.С. являются незаконными. Просит возложить обязанность на ИП Стецюк В.С. (№ №) освободить часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, занимаемого нестационарным объектом - киоском, площадью 28 кв.м., путем демонтажа данного нестационарного торгового объекта, в течении 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
Заместитель прокурора <адрес> Селюк Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ИП Стецюк В.С. – Кулев О.А., действующий на основании доверенности от <ДАТА> в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, в обоснование указал, что торговая деятельность ответчиком ИП Стецюк В.С. в нестационарном торговом объекте, расположенном по <адрес>, не осуществляется. Истцом не доказан тот факт, что спорный объект является торговым. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, отказать.
Ответчик ИП Стецюк В.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА> № «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).
В соответствии со ст.17 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществление прав человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ими процессуальными правами.
При таких обстоятельствах, суд признает причину неявки ответчика ИП Стецюк В.С. неуважительной, и в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Кировского района Волгограда ФИО6, действующая на основании доверенности от <ДАТА> в судебном заседании полагала исковые требования прокурора Кировского района г. Волгограда обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ТСН «64 Армия» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации.
Статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ТСН «64 Армия» осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес>, что подтверждается копией протокола № общего собрания собственников – членов ТСН «64 Армия» многоквартирного жилого <адрес> от <ДАТА>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <ДАТА>, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет <ДАТА>, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Площадь земельного участка составляет 8 322 кв.м. Спорный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли, занимаемые многоквартирным домом.
Из акта проверки земельного участка от <ДАТА>, проведенного прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов отдела муниципального земельного контроля Департамента муниципального имущества администрации Волгограда следует, что на земельном участке по ул. им.64 Армии, около жилого <адрес> размещен павильон «Деликат», площадью 28 кв.м. (размер объекта 7 м х 4 м). Торговую деятельность в павильоне осуществляет ИП Стецюк В.С. Нестационарный торговый объект- павильон расположен в границах земельного участка (кадастровый № <данные изъяты>), находящегося в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес> по ул. им.64 Армии.
Из копии межевого плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, представленного по запросу суда ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> <ДАТА>, и Постановления администрации Волгограда от <ДАТА> № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы», следует, что размещение нестационарного торгового объекта площадью 28 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи многоквартирного <адрес> не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, <ДАТА> между ТСН «64 Армия» (арендодатель) и ИП Стецюк В.С. (арендатор) заключен договор № краткосрочной аренды и содержания земельного участка.
Согласно п. 1.1. указанного договора, арендодатель сдает, а арендатор принимает в краткосрочную аренду и содержание земельный участок, общей площадью 50 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома, с целевым назначением – для размещения торгового павильона.
Согласно п. 4 указанного договора, договор аренды заключен на срок с <ДАТА> по <ДАТА>.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <ДАТА> № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона от <ДАТА> № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА> № 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
На основании ч. 7 ст. 10 Федерального закона РФ от <ДАТА> № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке устанавливается собственником здания, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.
Согласно п. 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении" СанПиН 2.<ДАТА>-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА> №, на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
В соответствии с п. 1.2 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград (далее - Правила), утвержденных решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА> №, последними установлены единые и обязательные к исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории городского округа Волгоград.
В соответствии с п. <ДАТА>.7 Правил запрещается размещать на территории дворов жилых зданий любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых.
В письме руководителя Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <ДАТА> «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации» разъяснено, что понятия «двор жилого здания», «дворовая территория» следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В силу ст. 10 Федерального закона от <ДАТА> № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Во исполнение федерального законодательства постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> № утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
Судом установлено и стороной ответчика не оспорено, что нестационарный торговый объект, площадью 28 кв.м, расположенный около <адрес> (в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>), в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 гг. не внесен. Договор между администрацией <адрес> и ИП Стецюк В.С. на право размещения нестационарного торгового объекта не заключался.
Таким образом, разместив павильон на земельном участке, относящемся к территории многоквартирного жилого <адрес>, ответчик нарушила обязательные для исполнения требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а также Правила благоустройства Волгограда, что свидетельствует о незаконности совершенных действий, поскольку в результате несоблюдения указанных требований не обеспечивается безопасность и безвредность для людей от деятельности предпринимателя и используемого им киоска.
Доводы ответчика о том, что торговая деятельность ИП Стецюк В.С. в спорном торговом павильоне не ведется, что свидетельствует о правомерности размещения спорного нестационарного объекта, суд находит несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, направлены на субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом и основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, и возложении обязанности на ИП Стецюк В.С. освободить часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого нестационарным объектом – киоском, площадью 28 кв.м., путем демонтажа данного нестационарного торгового объекта.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требования прокурора <адрес> относительно сроков, в течении которых подлежат устранению выявленные нарушения, суд признает их разумными и достаточными для восстановления нарушенного права, поскольку позволяют фактически исполнить заявленные требования и провести необходимые для этого работы.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец по настоящему гражданскому делу, в силу норм действующего законодательства, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с ИП Стецюк В.С. в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах муниципального образования – городского округа город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Стецюк ФИО10 об освобождении земельного участка – удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Стецюк ФИО11 (№, ОГРНИП №) освободить часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого нестационарным объектом – павильоном, площадью 28 кв.м., путем демонтажа данного нестационарного торгового объекта, в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Стецюк ФИО12 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 18 сентября 2018 года.
Председательствующий: Е.В. Чурина