РЕШЕНИЕ по делу № 2-875/2015
Именем Российской Федерации
02 ноября 2015 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Касаткиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Н.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Соколов Н.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что 16 июля 2015 года обратился к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, однако, из его специального стажа был исключен период работы каменщиком-бетонщиком в <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» с 17.10.1988 года по 27.11.1989 года. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным, так как в спорный период работал в качестве каменщика в бригаде каменщиков при строительстве 27-квартирного дома. Бетонщиком никогда не работал. Просит признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе от 27.07.2015 года недействительным, обязать ответчика зачесть период с 17.10.1988 года по 27.11.1989 года в его специальный стаж, назначить пенсию с момента возникновения права, то есть с 28.03.2015 года.
Истец Соколов Н.В. и его представитель Портнова Л.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивают. Истец Соколов Н.В. суду также пояснил, что <данные изъяты> являлась строительной организацией. Он был принят на должность каменщика на строительство 27-квартирного дома – МЖК. На объекте работали бригадой. Производством бетона бригада каменщиков не занималась, так как на предприятии существовал свой бетонно-растворный узел, где работали бетонщики. На объект привозили уже готовый бетон. Сам он в должности бетонщика никогда не работал. Почему его должность в приказе о приеме на работу была поименована каменщик-бетонщик, пояснить не может. В настоящее время организация ликвидирована, поэтому он не имеет возможности представить необходимые документы в обоснование своих требований. Кроме того, Соколов Н.В. суду пояснил, что в Пенсионный фонд по вопросу назначения пенсии обращался устно еще до дня своего рождения, в январе 2015 года, но ему пояснили, что права на назначение досрочной пенсии он не имеет. С письменным заявлением в Пенсионный фонд он обратился лишь 16 июля 2015 года. Полагает, что сотрудниками Пенсионного фонда он был введен в заблуждение, поэтому полагает, что пенсия ему должна быть назначена с момента наступления права, то есть с 28.03.2015 года.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с требованиями истца не согласен. Считает решение об отказе истцу в назначении пенсии законным, так как на момент обращения его с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости его специальный стаж составил менее требуемого в соответствии с законом – 12 лет 6 месяцев. Также поддерживает доводы, изложенные в решении Управления и в возражениях на исковое заявление. Кроме того пояснил, что страховая пенсия назначается со дня письменного обращения за указанной пенсией, никто не чинил Соколову Н.В. препятствий для обращения за назначением пенсии.
Суд, исследовав представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей Я., С., установил следующее.
16 июля 2015 года Соколов Н.В., .../.../... года рождения, обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Решением №... от 27 июля 2015 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Соколову Н.В. было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по п.п.2, 5, 7 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (части 3, 4) установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте «б» статьи 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В Списке № 2 производств, работ, профессий и должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее Список № 2), утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в разделе XXVII указана должность каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29
«Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
Согласно записи в трудовой книжке Соколов Н.В. 17 октября 1988 года был принят на работу в <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» на период строительства МЖК в качестве каменщика.
В приказе по <данные изъяты> от 18.10.1988 года указано, что Соколов Н.В. с 17.10.1988 года принят на работу в качестве каменщика-бетонщика 2 разряда на период строительства 27 кв. жилого дома.
Согласно исторической справке в 1990 году на базе <данные изъяты> было создано МП «<данные изъяты>», учредителем которого выступил трест «<данные изъяты>». В 1993 году МП «<данные изъяты>» было реорганизовано в АООТ «<данные изъяты>», позднее переименованном в ОАО «<данные изъяты>». 28 апреля 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ОАО «<данные изъяты>» в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Из представленных суду документов усматривается, что <данные изъяты> треста «<данные изъяты>» являлась крупной строительной организацией, имеющей в своем составе строительное управление № 1, строительное управление № 2, бетонно-растворный узел. Организация осуществляла строительство многоквартирных домов.
Таким образом, суд считает установленным, что в спорный период предприятие <данные изъяты> постоянно осуществляло строительную деятельность.
Из представленных архивным отделом книг приказов предприятия <данные изъяты> по личному составу за 1988 – 1989 годы также усматривается, что на данном предприятии для выполнения строительных работ были созданы бригады каменщиков.
Приказом по <данные изъяты> №...-К от 28.11.1988 года на основании протокола собрания рабочих в качестве бригадира каменщиков на 27-миквартирном жилом доме был утвержден Смирнов А.И.
Свидетели С. и Я., работавшие в спорный период на строительстве 27-квартирного жилого дома и допрошенные в судебном заседании, поясняли, что работали каменщиками в бригаде на строительстве указанного дома, в том числе, и истец. Смирнов А.И. пояснил, что являлся бригадиром бригады каменщиков, всего в бригаде было около 9 человек, все выполняли работу каменщиков. Свидетели суду также поясняли, что Соколов Н.В. никогда в должности бетонщика не работал, бетон им привозили уже в готовом виде с бетонно-растворного узла, они занимались кладкой кирпичных стен.
В личной карточке должность Соколова Н.В. именуется «каменщик», доказательств, подтверждающих, что истец в спорный период фактически работал в должности бетонщика, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает, что показания свидетелей согласуются с исследованными судом доказательствами.
В приказе №.../к от 03 ноября 1989 года должности всех лиц, работавших на строительстве 27-квартирного дома (МЖК), в том числе, работавших в одной бригаде с Соколовым Н.В., поименованы «рабочий».
Суд считает необходимым учесть, что согласно тарифно-квалификационному справочнику, утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 года № 226/125/15-88, выпуск 3, действовавшему в спорный период времени, разделом строительные, монтажные и строительно-монтажные работы была предусмотрена профессия каменщик. При этом ни один из справочников не предусматривал более полное название, в том числе с указанием работы в бригаде, комплексной бригаде.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что неверное наименование должности Соколова Н.В. в приказе о приеме на работу, в приказе об увольнении и в лицевых счетах не может являться основанием для исключения спорного периода работы из специального стажа истца.
При таких обстоятельствах суд считает возможным зачесть в специальный стаж Соколова Н.В. период его работы в <данные изъяты>, за исключением периода нельготной работы с 17.07.1989 года по 23.07.1989 года – время оказания шефской помощи по уборке кормов.
В настоящее время организация <данные изъяты> ликвидирована, поэтому у истца отсутствует возможность представить какие-либо дополнительные доказательства, свидетельствующие о льготном характере его работы. Однако суд полагает, что это не может служить основанием для ограничения пенсионных прав Соколова Н.В.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе №... от 27 июля 2015 года было установлено, что специальный стаж Соколова Н.В., исчисленный в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составил 7 лет 3 месяца 8 дней.
Учитывая период работы Соколова Н.В., подлежащий включению в его специальный стаж, суд приходит к выводу о том, что на 16.07.2015 года (день обращения в Пенсионный фонда с заявлением о назначении пенсии) стаж его работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, составил более 8 лет, то есть имеет необходимую продолжительность.
Суд считает, что право истца на получение пенсии было нарушено с принятием решения об отказе в назначении пенсии, в связи с чем должно быть восстановлено.
Однако суд не находит оснований удовлетворения требования Соколова Н.В. о назначении пенсии с 28.03.2015 года.
Так, в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что Соколов Н.В. обратился в ГУ-УПФ в Грязовецком районе с письменным заявлением о назначении пенсии 16.07.2015 года. Доказательств совершения действий по подаче заявления о назначении пенсии в ГУ-УПФ в Грязовецком районе ранее указанной даты истец Соколов Н.В. суду не представил.
Из объяснений истца в ходе рассмотрения дела следует, что его обращения по вопросам наличия права на пенсию в декабре 2014 года носили устный характер и сводились фактически к консультации по вопросу о наличии у него специального трудового стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом истец не был лишен права и возможности самостоятельно рассчитать собственный льготный стаж, а также подать письменное заявление о назначении пенсии.
При таких обстоятельствах суд считает, что право истца на получение пенсии должно быть восстановлено с момента его обращения за назначением пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Соколова Н.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть Соколову Н.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 17 октября 1988 года по 16 июля 1989 года и с 24 июля 1989 года по 27 ноября 1989 года в должности каменщика <данные изъяты> треста «<данные изъяты>».
Признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе №... от 27 июля 2015 года в части исключения указанных периодов из специального стажа Соколова Н.В. недействительным.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе рассмотреть вопрос досрочного назначения трудовой пенсии Соколову Н.В. со дня обращения, то есть с 16 июля 2015 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2015 года.