Гражданское дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова И.О.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> РД в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан незаконным и обязании администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории МО СП «<адрес>» <адрес> РД,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах РФ, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> в течение 2010-2013 гг. не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось. Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными сведениями администрации МО СП «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, регламентированы различными нормами федерального законодательства. Администрация МО СП «<адрес>» <адрес> в соответствии ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 35 Устава МО СП «<адрес>» <адрес> к компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправлении сельского поселении по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения и Уставом сельского поселения. К полномочиям Собрания депутатов сельского поселения относится утверждение местного бюджета (п. 2 ч. 1 ст. 26 Устава). Пунктом 8 части 1 статьи 6 Устава МО СП «<адрес>» <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес>. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности в окончательном результате нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремистской деятельности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, экстремистской деятельности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и, тем самым, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность (подпункты «а, г, д» пункт 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления, финансирование запланированных мероприятий и их фактическое выполнение. Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории сельского поселения мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является недопустимым. Бездействие администрации МО СП «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не принятии целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения, является противоправным, а также нарушает права и интересы граждан, поскольку бездействие органа местного самоуправления создает опасность нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Конституции Российской Федерации, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит признать бездействие администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан незаконным и обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> РД разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории МО СП «<адрес>» <адрес> РД.
В ходе судебного разбирательства истец заместитель прокурора <адрес> РД ФИО2 поддержал свои исковые требования и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО3 требования прокурора <адрес> признал и пояснил, что действительно, органами местного самоуправления муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД не разработана и не принята Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования сельского поселения. И в бюджете сельского поселения не предусмотрены расходы на вопросы профилактики противодействия терроризму и экстремизму. В дальнейшем обязуется исполнять требования федерального законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает исковые требования заместителя прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно требованиям ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление, а именно, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
Преамбулой указанного выше Федерального закона установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ) субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Согласно подпункту 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения в силу подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Администрация муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> в соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 35 Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> к компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправлении сельского поселении по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения и Уставом сельского поселения. К полномочиям Собрания депутатов сельского поселения относится утверждение местного бюджета (п. 2 ч. 1 ст. 26 Устава).
Пунктом 8 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес>.
В судебном заседании достоверно установлено, что органами местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> в течение 2010-2013 гг. не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, представителем ответчика в суд не представлено, напротив, представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что органами местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> РД Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования сельского поселения не разработана и не принята.
Изложенные обстоятельства также подтверждаются письменными сведениями администрации МО СП «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик заявленные исковые требования заместителя прокурора признал и не возражал против их удовлетворения. Согласно ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска, если оно не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства исковые требования являются обоснованными, подтверждаются материалами дела. Признание иска сделано добровольно после разъяснения судом последствий такого признания. Оно не противоречит закону и не нарушает прав других лиц. Таким образом, признание иска ответчиком по настоящему делу подлежит принятию судом.
В силу ст. 198 ГПК РФ в случае принятия судом признания иска в мотивировочной части решения достаточно указания на данные обстоятельства.
Таким образом, учитывая, что бездействием администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> ущемлены права неопределённого круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность (подпункты «а, г, д» пункт 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»), суд считает необходимым заявление удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;...
Поскольку в силу закона истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в суд, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 251-253, 258 ГПК РФ, районный суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД, выразившееся в не принятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризму и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.
Обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> РД разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья И.О. Магомедов.