Дело № 2-17/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2015 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.,
при секретаре Куксовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г.Барнаула в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с иском к Комитету Жилищно-коммунального хозяйства о понуждении к проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
В обоснование требований указано, что в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 №169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» жилой дом по .... является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) краевого значения - «Усадьба городская. Особняк», 1880 года. В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» данный памятник является включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Дом является двухэтажным, состоит из 7 квартир, которые находятся в собственности граждан. Жилой дом находится в непосредственном управлении жителей дома.
По информации Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Алтайского края, в настоящее время заключены следующие охранные обязательства: от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО12 (....), от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № ФИО7, ФИО8, ФИО9 (....). Собственниками квартир № до настоящего времени охранные обязательства не заключены.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного архитекторами НПЦ «ФИО14», на момент осмотра дома отмостка по всем фасадам отсутствует, организованный сток нарушен, частично утрачен, водосточные трубы частично отсутствуют, цокольная часть имеет высолы и выветривание швов, разрушения наружной версты кладки, расслоение и выпадение кирпичей, трещины, поражения мхом, деревянная стропильная система крыши и покрытие кровли из асбестоцементных волнистых листов находятся в аварийном состоянии, имеются массовые протечки, наблюдается перекос конструкций. Имеются следы протечек в деревянных перекрытиях 1-го и 2-го этажей, имеется разрушение дымоходов, имеются глубокие трещины в перемычках и над оконными проемами, деревянные междуэтажные перекрытия находятся в аварийном состоянии, имеются обрушения штукатурного слоя до оголения дранки.
Основываясь на выводах архитекторов НПЦ «ФИО14» крыша дома, кровля, водосточная система, отмостка, стены, межэтажные перекрытия, а также вентиляционная система крыши дома по .... требует проведения капитального ремонта.
Статус памятника не влияет на решение вопроса об источнике финансирования капитального ремонта либо реконструкции, равно как и категория историко-культурного значения (регионального), а также не препятствует осуществлению прав и обязанностей органов местного самоуправления по вопросам ремонта жилых домов.
В данном случае жилищное законодательство должно применяться с учетом особенностей законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Основополагающим является недопущение причинения вреда данным объектам. При проведении строительных и ремонтных работ обязательным является обеспечение неизменности облика и интерьера объектов культурного наследия.
Непринятие мер к надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасное условия проживания.
Ссылаясь на требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации», прокурор указывает, что до возложения обязанности бремени содержания общего имущества на граждан, приватизировавших квартиры в многоквартирном доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано произвести капитальный ремонт.
Многоквартирный жилой дом по адресу .... 1880 года постройки. Сведениями о проведении капитального ремонта администрация г.Барнаула не располагает. Материальные истцы являются собственниками жилых помещений дома по .... на основании договоров о передаче жилья в порядке его приватизации.
Просит обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула провести капитальный ремонт крыши дома, кровли, водосточной системы, отмостки, стен, межэтажных перекрытий, а также вентиляционной системы крыши дома по .....
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО7, ФИО10
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО11 на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, указала, что капитальный ремонт дома никогда не проводился. Полагают, что необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта на КЖКХ г. Барнаула.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований, пояснила, что все жилые помещения находятся в собственности жильцов. Спорный дом является культурным наследием. Установлено, что муниципальной собственности в доме нет. Оснований использования муниципальных средств на ремонт данного дома нет. Управление культуры разъясняет, что охранное обязательства заключают, если гражданин самостоятельно обращается, Управление не обращается к гражданам. Считают, что отсутствие охранного обязательства не является основанием для возложения на них обязанности по проведению капитального ремонта дома.
Третье лицо ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, получила охранное обязательство, проживает в доме с 1962 года. Никаких капитальных ремонтов не проводилось. Сливные ямы ремонтировали, лестничную клетку.
Третье лицо ФИО10 в судебном заседании пояснила, что проживает в спорном доме с 1961 года. Капитальный ремонт дома никогда не проводили. Мелкий ремонт, делали. Когда жильцы стали обращаться, пообещали, что сделают ремонт в 1992 году.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО10 являются собственниками жилых помещений в ...., в ...., что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права. Квартиры переданы истцам, в том числе в порядке приватизации.
Собственником квартир № 5, 3, 2, 6 является ФИО12, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До начала приватизации жилой дом по .... находился в муниципальной собственности.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту, жилой дом, расположенный по адресу: .... построен в 1880 году. Данных о проведении капитального ремонта технический паспорт не содержит. Ответчиком в судебное заседание не представлено доказательства проведения капитального ремонта в доме.
Из сообщения администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ввиду ограниченного выделения денежных средств на 1993 год, поставить дом на капитальный ремонт не представляется возможным.
На обращение ФИО7 дано сообщение о том, что спорный дом будет включен в проект плана капремонта жилого фонда на 1999 год.
Согласно ответу администрации города Барнаула на имя прокурора Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в целях планирования и организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов при оформлении краевой программы капитального ремонта в рамках реализации закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» работы по ремонту .... предусмотрены на 2019-2023 годы.
Решение о признании дома по .... в .... аварийным или подлежащим сносу или реконструкции не принято.
Государственной инспекцией Алтайского края по обращению ФИО1 составлено заключение по результатам обследования технического состояния конструктивных элементов .... и .....
.... года постройки, площадь – <данные изъяты> кв.м., 2-этажный, фундаменты ленточные, наружные и внутренние капитальные стены кирпичные, перегородки кирпичные, перекрытия деревянные, крыша чердачная, кровля – шифер по деревянной обрешетке, основание крыши – деревянные стропила, полы-дощатые деревянные, не оборудован центральными системами отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, оборудован центральной системой электроснабжения.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в несущих ограждающих стенах дома имеются трещины кирпичной кладки стен, отслоение штукатурного слоя потолка и стен с обрушением раствора в ...., имеется значительный уклон деревянных полов лестницы на 2 этаж, повреждение кровли и электропроводки дома. Имеется просадка грунта возле дома. Несущая способность и эксплуатационные свойства несущих конструкций снижены, не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Состояние строительных конструкций указанного жилого дома не отвечает требованиям пунктов 10, 11, 12, 15, 16 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Из ответа Управления Алтайского края по культуре и архивному делу от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Центрального района г. Барнаула следует, что в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» дом, расположенный по адресу г. Барнаул, ул. Интернациональная, 78 обладает статусом объекта культурного наследия (памятником истории и культуры) краевого значения – «Усадьба городская. Особняк», 1880 г. В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» данный памятник является включенным в единый государственный реестр объектов культурного наслоения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно акту управления Алтайского края по культуре и архивному делу № от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки объект культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Особняк», расположенный по адресу ...., находится в удовлетворительном техническом состоянии, ...., 4 в настоящее время не эксплуатируются, помещения не отапливаются. При проведении осмотра выявлены следующие дефекты и повреждения в конструкциях здания: трещины различной конфигурации в кладке наружных стен; обрушение штукатурного слоя в ....;и замачивание чердачного перекрытия атмосферными осадками.
Согласно акту обследования о причинении (не причинении) вреда объекту культурного наследия) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителями краевого государственного бюджетного учреждения «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» в результате визуального осмотра установлено: внешний вид объекта культурного наследия в целом сохранен. На момент осмотра: отмостка по всем фасадам отсутствует; организованный водосток нарушен, частично утрачен, водосточные трубы частично отсутствуют; цокольная часть имеет высолы и выветривание швов, разрушения наружной версты кладки, расслоение и выпадение кирпичей, трещины, поражение мхом; деревянная стропильная система крыши и покрытие кровли из асбестоцементных волнистых листов в аварийном состоянии, имеются массовые протечки, наблюдается перекос конструкций. Выявлены следы протечек в деревянных перекрытиях 1-го и 2-го этажей; имеется разрушение дымоходов; имеются глубокие трещины в перемычках и над оконными проемами, со стороны главного юго-восточного и дворового северо-западного фасадов заложены оконные проемы; деревянные междуэтажные перекрытия находятся в аварийном состоянии, имеются обрушения штукатурного слоя до оголения дранки.
В соответствии со ст. 141 ЖК РСФСР наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта», осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов (ст.9.3 Закона).
Согласно ст. 13 данного закона объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст. 33 Закона).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 48 указанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. (в редакции до 22.10.2014).
В силу ст.47.2 Закона собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В материалы дела представлены охранные обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры «Усадьба городская. Особняк», 1880 г. с приложенными к ним актами заключенные с ФИО12, ФИО7, ФИО8, ФИО9
Принимая во внимание, что до приватизации жилых помещений гражданами капитальный ремонт не был произведен, статус жилого дома как объекта культурного наследия не влияет на наличие обязанности бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, по проведению капитального ремонта дома до исполнения обязательства.
Кроме того, суд учитывает, что до передачи жилых помещений гражданам в порядке приватизации, до выдачи им охранных обязательств, обязанность бывшего наймодателя по капитальному ремонта дома не была исполнена.
В соответствии с положениями ст. 60 Жилищного кодекса РФ наймодателем жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда является его собственник, действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо.
Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Пунктом 57 Устава г. Барнаула установлены полномочия администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, администрация организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства.
В соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, утв. Решение Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694 (ред. от 29.01.2014) Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города.
Пунктом 3.5 Положения о Комитете ЖКХ г. Барнаула предусмотрено, что комитет осуществляет полномочия муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта муниципального жилищного фонда, при проведении работ по перепланировке и (или) переустройству нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, расположенных в многоквартирных домах, а также иных работ, необходимых для использования помещений в качестве жилых помещений; приобретении жилых помещений, специальной техники для подведомственных муниципальных предприятий и учреждений в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 29.01.2014 N 257.
При указанных обстоятельствах Комитет ЖКХ г. Барнаула является надлежащим ответчиком по делу.
Доказательств того, что до начала приватизации жилых помещений дома состояние крыши дома, кровли, водосточной системы, отмостки, стен, межэтажных перекрытий, вентиляционной системы с учетом срока их эксплуатации не нуждалось в капитальном ремонте либо обязанность по проведению капитального ремонта была исполнена, надлежащим ответчиком в судебное заседание не представлено. В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что капитальный ремонт не производился.
Кроме того, необходимость проведения ремонта указанного имущества обусловлена также истечением сроков эффективной эксплуатации до очередного ремонта, которые предусмотрены Ведомственными строительными нормами ВСН 53-87(р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", утвержденных приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР 24.12.1986 N 446.
Согласно Приложения № 3 Ведомственных СН ВСН 58-88р «Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» минимальная продолжительность эффективной эксплуатации стропил и обрешетки деревянной составляет 50 лет, кровли из волнистого шифера – 30 лет, водосточных труб из оцинкованной стали – 10 лет, домовых магистралей центрального отопления при открытых смехам – 15 лет, трубопроводов холодной воды из газовых черных труб – 15 лет, трубопроводов горячей воды из газовых черных труб при открытых системах теплоснабжения – 15 лет, трубопроводов канализации чугунных – 40 лет, электрооборудования внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками и вводно-распределительными устройствами – 20 лет, шахт и коробов на чердаке из кирпича – 60 лет, шахт и коробов на чердаке из деревянных щитов обшитых кровельным железом – 40 лет.
Заключением экспертов № ООО «ФИО16» установлено, что при экспертном осмотре выявлены следующие повреждения и дефекты конструкции крыши и кровли здания: следы замачивания древесины в местах протечек кровельного покрытия; множественные поражения гнилью деревянных элементов стропильной системы (затяжек, стоек, подкосов, стропил и мауэрлата); частичные разрушения деревянных элементов стропильной системы (затяжек, мауэрлата и стропил); ослабление врубок и соединений; продольные трещины в части деревянных элементах стропильной системы, глубиной более 1/2 поперечного сечения; отсутствие гидроизоляции в местах отпирания деревянных элементов стропильной системы на кирпичною кладку; прогибы части стропильных ног; не выявлена огнезащитная обработка древесины; имеющиеся стальные крепления (скрутки, хомуты и т.д.) деревянных элементов стропильной системы не имеют антикоррозионного покрытия и покрыты слоем ржавчины; отсутствие стальных отливов на угловых выступающих парапетов; частичные деформации стальных кровельных листов расположенных в карнизной части; сплошное поражение ржавчиной стальных кровельных листов расположенных в карнизной части; деформации волнистых асбестоцементных листов: сколы; продольные трещины и т.д.; коррозия элементов крепления асбестоцементных листов к обрешетке; деформации карнизных лотков системы организационного водостока; сплошная коррозия карнизных лотков системы организационного водостока; частичные деформации и отсутствие отдельных элементов системы организованного наружного водостока (труб, колен, воронок, отметов); частичная коррозия отдельных элементов системы организованного наружного водостока (труб, колен, воронок, отметов); часть отметов установлена на расстоянии более 1,5 метра от уровня тротуара, примыкающего к цокольной части стен здания со стороны главного фасада; отсутствуют жалюзийные решетки на слуховом окне; отсутствуют карнизные продухи; вертикальные трещины кирпичных дымоходов расположенные выше чердачного перекрытия; выпадение отдельных кирпичей дымоходов расположенных ваше поверхности кровли.
Существующее состояние конструкций крыши, кровли и системы организованного водостока не соответствует следующим нормативным требованиям: п 3.6. СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии»[8]; п.10.1. МДС 12-33.2007 «Кровельные работы» [12]; п.7.1.14. СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» [6]; п.8.70 СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80»[7]; п.5.29 п. 6.4.6. п. 6.4.19 СП 17.13330.2001 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП И-26-76» [5]: п. 4.2.1.11 п.4.6.1.25, п.4.9.1.14.. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» [14]:
Общее техническое состояние деревянных элементов стропильной системы крыши оценивается как — аварийное.
Общее техническое состояние кровли здания и системы организованного водостока оценивается как - недопустимое.
Отмостка
По периметру здания отмостка отсутствует, что не соответствует следующим нормативным требованиям: п.3.182. Пособия к СНиП 2.02.01-83 «Проектирование оснований зданий и сооружений» [13]; п.4.1.6. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» [14].
Стены
При проведении экспертного осмотра на поверхности стен фасадов здания выявлены следующие повреждения и дефекты: разрушения наружной версты кирпичной кладки цокольной части стен здания, величиной до 120мм; частичные выпадения кирпичей из наружной кладки из оконных перемычек; сквозные вертикальные трещины, пересекающие кладку от фундамента до карниза в местах оконных проемов, зафиксированные на всех фасадах здания, величина раскрытия трещин варьируется от 1 до 20мм, отдельные наклонные трещины, пересекающие более 5-ти рядов кладки, расположенные в простенках со стороны главного фасада здания, величина раскрытия трещин до 1 мм; искривление линии цоколя; ремонтные участки наружной версты кирпичной кладки стен над оконными проемами второго этажа.
Существующее состояние наружных стен не соответствует следующим нормативным требованиям: п.4.2.1.14. п.4.2.3.1. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» [14]: п.7.75, п.10. СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» [9]: «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [15]:
Общее техническое состояние наружных стен оценивается как аварийное.
Перекрытия
В ходе проведения осмотра выявлены следующие деформации конструкции перекрытия: на всей поверхности перекрытия первого и второго этажей, зафиксированы множественные разнонаправленные трещины штукатурного слоя; в части помещений штукатурный слой обрушен до оголения дранки, древесина подшивки потолка и драни на данных участках поражена гнилью; на участках деревянных балок перекрытий первого этажа, доступных для осмотра, выявлены поражения гнилью; часть чердачного перекрытия обрушилась; металлические балки чердачного перекрытия не имеют антикоррозионного покрытия и покрыты слоем ржавчины; частичные отслоения штукатурного слоя на поверхности перекрытия второго этажа здания; деревянная подшивка чердачного перекрытия имеет множественные поражения гнилью; следы замачивания чердачного перекрытия (местами поверх утеплителя уложен дополнительный гидроизоляционный материал);
Существующее состояние перекрытий не соответствует требованиям п 3.6. СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии»[8]:.. . При применении металлических деталей должна быть предусмотрена их защита от коррозии; п. 4.3.2, П.4.3.3МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» [14]:
Общее техническое состояние перекрытий классифицируется как аварийное.
Для приведения в надлежащее состояние исследуемых конструктивных элементов жилого дома по .... в .... необходимо выполнение следующих видов работ: полная замена деревянных элементов стропильной системы крыши; полная замена кровельного покрытия; полная замена элементов системы организованного водостока; перекладка дымоходов печей отопления; установка жалюзийных решеток в слуховое окно; устройство отмостки здания; усиление наружных стен здания (после проведения работ по восстановлению основания здания); полная замена межэтажного и чердачного перекрытий.
Учитывая аварийное состояние стен здания, причиной которого послужили деформации основания здания, перед выполнением работ необходимо выполнить инструментальное обследование здания и разработать проект производства ремонтновосстановительных работ.
В соответствии с действующими нормативными требованиями и терминами, а также исходя из дефектов исследуемых конструктивных элементов здания, выявленных при проведении экспертного осмотра, работы, которые необходимо произвести для их восстановления относятся к работам по капитальному ремонту: полная замена деревянных элементов стропильной системы крыши; полная замена кровельного покрытия; полная замена элементов системы организованного водостока; перекладка дымоходов печей отопления; установка жалюзийных решеток в слуховое окно; устройство отмостки здания; усиление наружных стен здания (усиление основания здания); полная замена межэтажного и чердачного перекрытия.
Исходя из предположительного установленного срока начала эксплуатации, по данным усредненных нормативных сроков службы и существующего физического износа, монтаж (начало эксплуатации) исследуемых строительных конструкций дома производился в следующих годах:
деревянные элементы стропильной системы крыши - 1964год;
кровельного покрытия - 1985-1986г.г.;
система организованного водостока- 2005-2006г.г.;
дымоходы печей отопления - 1961-1962г.г;
отмостка - 2001г.;
стены здания - 1982-1983г.г.;
- перекрытия - 1939г.
Исходя из установлено срока начала эксплуатации строительных конструкций ...., в ...., на дату начала приватизации жилья — 04.07.1991, а также по состоянию на 08.06.1994 - не требовалось проведения работ по капитальному ремонту.
В случае если монтаж крыши, водосточной системы, отмостки, стен, межэтажных перекрытий, вентиляционной системы крыши исследуемого жилого дома был произведен при строительстве данного жилого дома (в 1880г.) и в течении всего срока эксплуатации не производился их капитальный ремонт (замена), то исходя из нормативных усредненных сроков службы и минимальной продолжительности эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов (продолжительности эксплуатации до капитального ремонта (замены)), на дату начала приватизации жилья 11.07.1991 г., (на первую приватизацию 08.06.1994 г.), срок эксплуатации здания составлял 111 лет (на первую приватизацию 114 лет), требовался капитальный ремонт данных конструктивных элементов.
Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, последовательны, согласуются с иными имеющимися в деле доказательствами. Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно Приложений № 2 и 3 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт крупнопанельных домов составляет 15 - 20 лет. В Приложении № 3 к данному Положению ВСН 58-88 (Р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, установленная для всех видов жилых зданий, непосредственно для стропила и обрешетка деревянные – 50 лет; кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера – 30 лет; асфальтобетонное (асфальтовое) покрытие проездов, тротуаров, отмосток – 10 лет; трубопроводов домовых магистралей при открытой схеме теплоснабжения – 15 лет; трубопроводы холодной воды из газовых черных труб – 15 лет; трубопроводы горячей воды из газовых черных труб при схемах теплоснабжения при открытой схеме – 15 лет.
Пунктом 2.2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Основное значение в данной ситуации имеет наличие на момент вступления в силу Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 4 июля 1991 года технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта, что судом в данном случае было установлено.
Судом установлено, что дом, в котором расположены жилые помещения истцов, нуждается в капитальном ремонте, ответчик не представил суду доказательств того, что на момент приватизации жилых помещений истцами такая нуждаемость отсутствовала или после приватизации квартир истцами ремонт был произведен, выводы эксперта основаны лишь на предположениях и усредненных данных без учета конкретного технического состояния исследуемых конструктивных элементов и систем, следовательно, обязанность ответчика по производству такого ремонта на время разрешения спора в суде сохраняется.
С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования о возложении на КЖКХ города Барнаула обязанности по выполнению капитального ремонта, а именно: крыши дома, кровли, водосточной системы, отмостки, стен, межэтажных перекрытий, а также вентиляционной системы крыши дома по ...., с учетом особенностей, установленных для данного объекта, подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок на исполнение обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что позволит ответчику соблюсти требования законодательства в части организации закупок для государственных и муниципальных нужд.
Установление более длительного срока суд считает нецелесообразным с учетом длительности нарушения прав истцов.
При наличии у ответчика объективных препятствий для исполнения решения суда ответчик не лишен возможности обращения за предоставлением отсрочки исполнения решения суда с представлением соответствующих доказательств.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ .... ░ ...., ░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░