Дело №2-762/2018
Решение
именем Российской Федерации
26 октября 2018 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя истца Ямков А.М. – Нагуманова И.А.,
представителя ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ Баландиной Э.Ф.,
представителя ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ Давлетханова И.Р.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ямков А.М. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по изменению категории земельного участка и обязании предоставить в собственность за плату земельный участок,
установил:
Ямков А.М. обратился в суд с иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что он, как член СНТ «Алмаз» обратился в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ с заявлением о выкупе предоставленного ему в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности под объектом недвижимости. Также, поскольку земельный участок находится в черте населенного пункта, просил об изменении его категории. Однако письмом председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ ему было отказано. Данный отказ считает незаконным.
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ Баландина Э.Ф. в удовлетворении иска возражала.
Представитель ответчика - Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ Давлетханов И.Р. в удовлетворении иска также возражал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, посредством признания права.
Так из п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 6 и 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пункт 6 данной статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации
В судебном заседании установлено, что Ямков А.М. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: РТ, <адрес>, Кощаковское сельское поселение, право собственности на который зарегистрировано 1 июля 2015 года.
Земельный участок с кадастровым номером № адресу: РТ, <адрес>, Кощаковское сельское поселение предоставлен Ямков А.М. на основании договора арены земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (сведения об основных характеристиках объекта недвижимости).
Целевое назначение земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, как собственнику расположенного на нем строения, за выкуп.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, с указанием на невозможность использования земель сельскохозяйственного назначения для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 10 Закона предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 9 Закона в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 621 Гражданского кодекса РФ, конкретизированной в пункте 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ и в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенный договор аренды, если иное не предусмотрено законом или договором аренды.
Таким образом, право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий: арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет и пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом.
На момент обращения истца с заявлением в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района, доказательств надлежащего использовании земельного участка суду не представлено.
Напротив, с учетом анализа имеющихся в деле доказательств, на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080710:158, относящимся к сельскохозяйственным землям и предназначенном исключительно для сельскохозяйственного производства, истцом осуществлено строительство жилого дома.
При этом, Ямков А.М. не доказал наличия обстоятельств, с которыми закон связывает возможность приобретения арендатором в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Возведенный на земельном участке жилой дом не порождает у заявителя исключительного права на предоставление ему исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района РТ в собственность земельного участка в соответствии с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ по следующим основаниям.
Как указывалось выше, пункт 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Между тем, спорный земельный участок не предоставлялся истцу в указанных целях.
В соответствии с договором аренды, предметом договора выступал земельный участок с целевым назначением: земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: сельскохозяйственное.
С учетом изложенного, доводы истцовой стороны являются несостоятельными, поскольку положения ст. 39.20 Земельного кодекса РФ не применимы к отношениям, связанным с отчуждением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку данные отношения регулируются специальными нормами, установленными в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства регулируется ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 год № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которому предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Потребность земельных участков в садовых, огородных или дачных земельных участках в силу п. 4 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона определяет орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Таким образом исковые требования Ямков А.М. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по изменению категории земельного участка и обязании предоставить в собственность за плату земельный участок не подлежат удовлетворению.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Ямков А.М. в иске к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по изменению категории земельного участка и обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: