Дело № 2- 1685/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2018 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Кутузовой К.А.,
при секретаре Дошлыгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суздаль Татьяны Васильевны к УПФ России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Суздаль Т.В. обратилась в суд с иском к УПФ России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица супруга С.И.Н., умершего …… года. Заявленные требования обоснованы тем, что после смерти супруга С.И.Н. осталась накопительная часть трудовой пенсии, которую истец вправе получить. Истец имеет право на получение средств со специальной части индивидуального лицевого счета умершего, так как на момент его смерти проживала совместно с ним, после смерти супруга приняла его наследство и распорядилась им по своему усмотрению. Однако в установленный законом 6-месячный срок к ответчику с заявлением о получении средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, не обратилась.
В судебное заседание истец Суздаль Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ранее в судебном заседании 27.11.2018 г. заявленные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что после смерти мужа у нее умерли другие родственники, она очень переживала, выпивала. Последние семь лет не пьет. Считает, что шестимесячный срок для обращения к ответчику пропущен ею по уважительной причине, так как она не знала, что у супруга имеется накопительная часть трудовой пенсии. Просила суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик возражал против заявленных исковых требований, так как истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного Законом 6-месячного срока на подачу соответствующего заявления. С момента смерти супруга истца до обращения в суд прошло более 7 лет.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального Закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Закон от 24.07.2002 г.) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае и в порядке, которые установлены ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона от 24.07.2002 г. выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего шестимесячный срок.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 г.), восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять, как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих право суду восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, в связи с этим вопрос о восстановлении пропущенного срока должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу п.2 «Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741, правопреемниками по закону являются родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности, причем выплаты родителям производятся в первую очередь.
Судом установлено и из материалов дела следует, что …….. в г. Шуя Ивановской области РФ умер С.И.Н., ……. года рождения, уроженец ……., что подтверждается свидетельством о смерти ……..
Судом установлено, что на лицевом счете застрахованного лица С.И.Н., …….. года рождения, умершего ……., имеются средства на накопительную пенсию, что подтверждается справкой ГУ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) от 12.12.2018 г.
Истец Суздаль Татьяна Васильевна, ……. года рождения, является супругой умершего С.И.Н, что подтверждается свидетельством о заключении брака …….
Согласно сообщению нотариуса Шуйского нотариального округа Шабровой Е.Г. от 15.11.2018 г. наследственное дело к имуществу С.И.Н, ……. года рождения, умершего ….. года, не заводилось.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, накопительнаячастьпенсиине былаумершемуназначена, поскольку он не достигпенсионноговозраста. При жизни заявления о распределении средствпенсионныхнакопленийон не подавал, лиц, имеющих право на получение указанныхнакоплений, не определял. В связи с чем на момент смерти застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ не располагал информацией о наличии у умершего правопреемников, он не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Исходя из изложенного истец имела право на получение пенсионных накоплений умершего застрахованного лица - супруга С.И.Н. в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, согласно ст. 38 Закона от 24.07.2002 г. и п.п.2,9 «Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741.
Судом установлено, что причиной пропуска истцом Суздаль Т.В. шестимесячного срока является последующая смерть родственников, ввиду чего она очень переживала, выпивала. В связи с данными обстоятельствами истцом пропущен срок более чем на 7 лет. Каких-либо доказательств указанных ею доводов Суздаль Т.В. в судебное заседание не представила.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2000 года № 200-О и от 2 ноября 2000 года № 228-О).
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110); в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть первая статьи 1112).
Федеральным законом «О накопительной пенсии» за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признается - при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, - право на накопительную пенсию, которой является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1 части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4).
В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии»).
Из разъяснений, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 г. №1559 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждански Федоровой Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частями 7 и 8 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии», следует, что застрахованному лицу право на средства пенсионных накоплений - под которыми понимается совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, - указанным Федеральным законом от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» не предоставлено, и, следовательно, оно не может входить в состав наследства застрахованного лица, как ему не принадлежащее.
В силу ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений. Таким образом, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследственной массы умерших застрахованных лиц, а переходят к их правопреемникам в порядке, установленном положениями Закона и указанными Правилами, то есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истцом Суздаль Т.В. срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица С.И.Н. Суд считает, что у истца имелась реальная возможность в течение предусмотренного законом срока реализовать свое право на получение средствпенсионныхнакоплений.
Информация о правах на получение средствпенсионныхнакопленийв случаесмертизастрахованноголица носит общедоступный характер, официально опубликована, поэтому истец, обладая необходимой степенью грамотности, могла беспрепятственно узнать о своих правах, связанных с выплатой средствпенсионныхнакоплений.
Отсутствие у истца сведений о наличии у нее права на получение средствпенсионныхнакопленийумершеголица, не извещение ее ответчиком, смерть родственников, употребление алкогольных напитков, не может быть расценено в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока, учитывая период его пропуска – более семи лет.
Наличие уважительных причин, являющихся основанием для восстановления срока обращения впенсионныйорган за выплатой средств пенсионныхнакопленийумершегозастрахованноголица, должно быть обусловлено наступлением исключительных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению за выплатой, как-то болезнь, длительная командировка, и т.п.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих истцу в шестимесячный срок обратиться к ответчику с соответствующим заявлением, в материалы дела не представлено.
Указание истца на отсутствие информации о наличии пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, не основано на законе. Ответчик обязан был бы известить истца о накоплениях только при наличии заявления умершегоо распределении средствпенсионныхнакопленийи определении лиц, имеющих право на получение указанныхнакоплений.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных исковых требований Суздаль Татьяны Васильевны к УПФ России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица С.И.Н, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Суздаль Татьяны Васильевны к УПФ России в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица С.И.Н отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Кутузова К.А.
В окончательной форме решение суда изготовлено 12 декабря 2018 г.
Председательствующий подпись Кутузова К.А.
Согласовано.
Судья Кутузова К.А.