Решение
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года г. Новороссийск
Новороссийский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Яременко В.Я., при секретаре судебного заседания Юрьеве Д.К., в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к военнослужащему в/ч № <данные изъяты> Смирнову Валерию Анатольевичу о взыскании материального ущерба,
установил:
Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» обратился с указанным иском в суд о взыскании со Смирнова В.А. денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного в/ч № в размере 5 400 руб., мотивируя его тем, что ответчик в период исполнения им обязанностей командира войсковой части №, 29 января 2014 года издал приказ № 15 на выплату за декабрь 2013 года денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим (в том числе и Ф при этом последний в установленном порядке не был признан нуждающимся в служебном жилом помещении, в результате чего, названному военнослужащему были необоснованно выплачены бюджетные денежные средства в размере 5 400 рублей.
Извещенные о месте и времени судебного заседания стороны в суд не прибыли, но в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик, участвующий в предыдущих судебных заседаниях в период рассмотрения данного дела, с предъявленным к нему иском не согласился по причине его необоснованности и пояснил суду, что до издания им приказа на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за декабрь 2013 года, в том числе и военнослужащему Ф, в соответствии с указаниями вышестоящих воинских должностных лиц не требовалось подтверждение уполномоченным органом его нуждаемость в служебном жилом помещении, а также то, что проект приказа на выплату названной компенсации был согласован с должностными лицами уполномоченного и финансового органов Минобороны России.
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из сообщения должностного лица ФГКУ «Югрегионжилье МО РФ» от 3 марта 2017 года № 156 усматривается, что военнослужащий в/ч № Ф на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения не состоял, заявлений от него о принятии на указанный учет не поступало и договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался.
Согласно выписке из приказа командира в/ч № от 29 января 2014 года № 15, военнослужащему названной воинской части Ф за декабрь 2013 года установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 5400 рублей.
Копией расчетно-платежной ведомости от 17 марта 2014 года № 924, подтверждается, что Ф за период с 1 по 31 декабря 2013 года начислена денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере 5 400 рублей, при этом, указанная ведомость подписана командиром в/ч № Смирновым В.А., должностным лицом отдела (по расчетам с личным составом) и утверждена начальником ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области».
В судебном заседании 3 марта 2017 года ответчик пояснил, что перед изданием приказа на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения Ф, вопрос о правомерности выплаты названной компенсации указанному военнослужащему должностными лицами в/ч № был согласован с должностным лицом уполномоченного органа (ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ»), а поэтому отсутствует его вина в незаконной выплате названной компенсации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в период спорных правоотношений регламентирован Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в соответствии с п. 2 которого, денежная компенсация военнослужащим выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Пунктом 14 раздела 2 приложения 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" (действовавшего в период спорных правоотношений) установлено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
По смыслу названных нормативных правовых актов обязательным условием для выплаты указанной компенсации является включение военнослужащего в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Однако, как усматривается из вышеприведенного сообщения должностного лица уполномоченного органа (ФГКУ «Югрегионжилье МО РФ» от 3 марта 2017 года), Ф в период выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения не состоял.
При таких обстоятельствах суд считает, что названный военнослужащий был включен в приказ командира в/ч № от 29 января 2014 года № 15 на выплату ему денежной компенсации за декабрь 2013 года необоснованно.
Статьей 44 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации установлено, что командир (начальник) несет ответственность за отданный им приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованием ст. 41 настоящего Устава и за не принятие мер по обеспечению его выполнения.
Согласно ст. 41 того же Устава приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку вышеназванный приказ о выплате Ф денежных средств в размере 5 400 рублей был издан командиром в/ч № Смирновым В.А. в нарушение приведенных нормативных актов, то суд приходит к выводу, что предъявленный к нему иск является обоснованным, а поэтому, на основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» ответчик подлежит ограниченной материальной ответственности в указанном размере (5 400 рублей).
При этом суд доводы Смирнова В.А. об обратном, по изложенным основаниям находит несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к <данные изъяты> Смирнову Валерию Анатольевичу о взыскании материального ущерба, удовлетворить.
Взыскать с капитана 1 ранга Смирнова Валерия Анатольевича в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» 5 400 (пять тысяч четыреста) рублей в счет возмещения материального ущерба в/ч №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Новороссийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу | В.Я. Яременко |