Дело № 2-1953/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2014 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диановой М. А. к Администрации Серпуховского муниципального района, Администрации городского поселения Оболенск об обязании обеспечить необходимыми коммуникациями,
УСТАНОВИЛ:
Истица Дианова М.А. обратилась в суд с иском и, с учетом уточнения, просит обязать ответчиков обеспечить инженерными коммуникациями и беспрепятственным подходом и подъездом к земельному участку с кадастровым номером <номер>, расположенному по адресу: <адрес>, путем строительства дороги в соответствии с нормативами, обеспечить мерами пожарной безопасности на прилегающих к участкам территориях общего пользования.
Свои требования мотивирует тем, что в рамках реализации закона № 73/2011-03 от 01.06.2011 года "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", в соответствии с постановлением главы Серпуховского района ее семья получила земельный участок. В правоустанавливающих документах адрес участка указан как <адрес>, однако до настоящего времени администрация сельского поселения не обеспечила возможность подъезда и подхода к земельному участку, а также необходимыми коммуникациями. Земельный участок был сформирован Администрацией Серпуховского района. Из установленного Администрацией Серпуховского района разрешенного использования земельного участка, а именно "под ведение личного подсобного хозяйства" в границах населенного пункта следует, что доступ к участку должен быть не только пешеходным, но и достаточным для проезда автомашин и строительной техники. Территория, через которую согласно межевому плану обеспечивается доступ к земельному участку, имеет статус территории общего пользования, а именно магистральных и жилых улиц местного значения. Указанные улицы были запроектированы и утверждены соответствующими постановлениями Администрации Серпуховского района. Без наличия в межевом плане информации о наличии доступа к земельному участку не было бы правовых оснований для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Однако начиная с момента предоставления земельного участка в собственность и по настоящее время данная территория общего пользования никогда не была обустроена и не позволяла обеспечить доступ к земельному участку, достаточный для проезда автомашин и строительной техники. Таким образом, не возможно использовать земельный участок по его назначению: в целях индивидуального жилищного строительства. В связи с чем, Администрация Серпуховского района обязана устранить препятствия в пользовании земельным участком путем обеспечения возможности прохода и проезда к земельному участку. Также к области полномочий местного самоуправления относится и обеспечение участков в населенных пунктах необходимыми инженерными коммуникациями, что предусмотрено законом о местном самоуправлении.
Истица Дианова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Серпуховского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что из представленных документов следует, что истице был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Соответственно земельный участок территориально находится в границах городского поселения Оболенск. Истицей не представлено доказательств того, что земельный участок не находится в границах городского поселения Оболенск, кроме того, не представлено письменных доказательств обращения истицы в администрацию городского поселения Оболенск с соответствующим заявлением. Кроме того, генеральный план городского поселения Оболенск в настоящее время не утвержден, следовательно, права и законные интересы истицы не нарушены. Также истице был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а не в целях индивидуального жилищного строительства, что подтверждает то обстоятельство, что земельные участки были предоставлены в границах городского поселения Оболенск. Также к вопросам местного значения муниципального района не относится возложение обязанности по строительству дорог и по обеспечению мер пожарной безопасности на прилегающих к участкам территориях общего пользования. В настоящее время обеспечение участков, предоставленных многодетным семьям инженерными коммуникациями может быть осуществлено только после урегулирования порядка финансирования соответствующих работ из бюджетов двух уровней районного и областного. В настоящее время такой порядок не определен.
В суд представлены письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела (л.д. 134-137).
Представитель третьего лица Правительства Московской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, сведений уважительности причин не явки не представил, об отложении дела не просил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика Администрации Серпуховского района и представителя третьего лица Правительства Московской области в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика городского поселения Оболенск Никифоров С.А. (доверенность л.д. 119) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Пояснил, что в обязанности Администрации городского поселения не входит содержание и постройка дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования, в связи с чем Администрация Серпуховского района обязана устранить препятствия в пользовании земельным участком путем обеспечения возможности прохода и проезда к земельному участку. Кроме того, истице было разъяснено, что в составе расходов бюджета Московской области субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области, в настоящее время не предусмотрены. Администрацией Серпуховского района Московской области поданы сведения о земельных участках, предоставленных в рамках программы предоставления земельных участков многодетным семьям. Кроме того, не оспорил, что земельный участок истицы находится в границах городского поселения Оболенск Серпуховского района Московской области.
В суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела (л.д. 121-128).
Выслушав истицу, представителя ответчика городского поселения Оболенск Никифорова С.А., проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Администрации Серпуховского района Московской области от <дата> <номер>, Диановой М.А., А., Б., В., Г. бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> (категория земель – "земли населенных пунктов", разрешенное использование – "для ведения личного подсобного хозяйства"), расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 11). На основании указанного постановления Диановой М.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 10).
В материалы дела представлена копия межевого плана на земельный участок с кадастровым номером <номер>, из которого видно, что постановлением главы Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> утверждена схема расположения земельного участка площадью 1468 кв.м., расположенного в <адрес> (категория земель – "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования – "для ведения подсобного хозяйства") (л.д. 58-).
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты>, адрес его местоположения указан: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 9).
По сообщению заместителя главы Администрации Серпуховского муниципального района Д., обеспечение участков, предоставленных многодетным семьям, инженерными коммуникациями может быть осуществлено только после урегулирования порядка финансирования соответствующих работ из бюджетов двух уровней – районного и областного. В настоящее время такой порядок не определен (л.д. 138).
Согласно сообщению Министерства строительного комплекса и жилищно – коммунального строительства Московской области от <дата>, в настоящее время разрабатывается подпрограмма "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Московской области" для включения ее в состав государственной программы Московской области "Развитие жилищно – коммунального хозяйства на 2014-2018 годы". Расходы по обеспечению земельных участков необходимыми инженерными сетями осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников (л.д. 142-143).
В материалы дела представлен Устав муниципального образования городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области 23.05.2014 года, из которого видно, что территорию городского поселения Оболенск составляют земли городского поселения, в том числе земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития городского поселения, и другие земли в границах городского поселения независимо от форм собственности и целевого назначения (ст. 6). К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро -, тепло -, газо – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д. 153-190).
Согласно новой редакции положений Устава муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области" в состав Серпуховского муниципального района входят два городских поселения – "Оболенск" и "Пролетарский" и пять сельских поселений (ст. 7). К вопросам местного значения относятся, в том числе организация в границах Серпуховского муниципального района электро – и газоснабжения поселений; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ст. 8) (л.д. 191-231).
Как усматривается из акта обследования земельного участка, составленного <дата> в составе комиссии: заместителя главы Администрации городского поселения Оболенск Е., начальника правового отдела Администрации городского поселения Оболенск Никифорова С.А., главного специалиста Администрации городского поселения Оболенск Ж., был осмотрен земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок находится на территории городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Район данного земельного участка не газифицирован, отсутствуют иные коммуникации. Район электрифицирован в полном объеме. Подъездная дорога грунтовая, твердое отсыпанное полотно с полосой отвода воды. Земельный участок заброшен (л.д. 238).
Согласно справке отдела архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер>, генеральный план городского поселения Оболенск в настоящее время не утвержден и находится в стадии разработки (л.д. 239).
В материалы дела представлено положение о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории Серпуховского муниципального района, утвержденное Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 21.09.2011 года № 9/55 (л.д. 241-247).
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли (п.п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Эти случаи предусмотрены Законом Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" и Положением о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории Серпуховского муниципального района в новой редакции, утвержденным Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района МО от 26.12.2012 года № 5/71, согласно которым земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи (в т.ч. земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. В силу ст.9 Градостроительного кодекса РФ, такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений. К организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имеющегося муниципального имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления" финансирование вопросов местного значения осуществляется из городского бюджета (ч.2 ст.16.1).
Согласно ст. 6.2 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Администрации Серпуховского района Московской области от <дата> <номер>, Диановой М.А., А., Б., В., Г. бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты>, категория земель – "земли населенных пунктов", разрешенное использование – "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: <адрес>. На основании указанного постановления Диановой М.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права от <дата>. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Согласно сообщению Министерства строительного комплекса и жилищно – коммунального строительства Московской области от <дата> в настоящее время разрабатывается подпрограмма "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Московской области" для включения ее в состав государственной программы Московской области "Развитие жилищно – коммунального хозяйства на 2014-2018 годы". Расходы по обеспечению земельных участков необходимыми инженерными сетями осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.
Как усматривается из акта обследования земельного участка, составленного <дата> земельный участок с кадастровым номером <номер> находится на территории городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Район данного земельного участка не газифицирован, отсутствуют иные коммуникации. Район электрифицирован в полном объеме. Подъездная дорога грунтовая, твердое отсыпанное полотно с полосой отвода воды. Земельный участок заброшен.
Таким образом, приняв во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков по проведению всего комплекса работ, связанных с обеспечением инженерными коммуникациями, а так же мерами пожарной безопасности земельного участка, выделенного истице для ведения личного подсобного хозяйства.
При этом суд считает несостоятельной ссылку истицы на ст. 6.2 Закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», как на предусматривающий обязанности ответчиков по обеспечению инженерными коммуникациями предоставляемых земельных участков, поскольку указанные доводы сводятся к неверному толкованию действующего законодательства, принимая буквальное толкование указанных норм закона, согласно которым указанные работы осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области и иных источников.
Кроме того, истицей так же не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что предоставленный ей земельный участок невозможно использовать по его назначению из-за отсутствия к нему подъезда, подхода, а так же необходимых коммуникаций и отсутствия мер пожарной безопасности, ходатайств об истребовании таких доказательств не заявлено, иные имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об обратном и истицей не оспорены.
При таких обстоятельствах требования Диановой М.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Диановой М. А. об обязании Администрации Серпуховского муниципального района, Администрации городского поселения Оболенск обеспечить инженерными коммуникациями и беспрепятственным подходом и подъездом к земельному участку с кадастровым номером <номер>, расположенному по адресу: <адрес>, путем строительства дороги в соответствии с нормативами, обеспечить мерами пожарной безопасности на прилегающих к участкам территориях общего пользования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме составлено 22 октября 2014 года