Решение по делу № 2-4/2016 от 11.01.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    гор. Брянск 18 мая 2016 года    

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи          Курнаевой Г.В.

при секретаре                      Шульга М.Г.,

с участием представителя истца Чухно П.А.,

представителя администрации Жирятинского района Брянской области, Морачевской сельской администрации Жирятинского района Брянской области Кесаревской Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту культуры Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирятинского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Жирятинского района в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего требования к объектам, увековечивающим память погибших при защите Отечества, выявлены нарушения закона, допущенные администрацией Жирятинского района. В ходе проверки установлено, что в собственности МО «Морачевское сельское поселение» имеются: братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №..., братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №...

В соответствии с решением Брянского облисполкома от 10.07.1979 г. № 406 указанные памятники являются объектами культурного наследия регионального назначения и находится под государственной охраной. Однако, в нарушение установленных требований законодательства охранная зона памятника не определена, проект охранной зоны не разработан. По данному факту прокуратурой района Главе администрации Жирятинского района вынесено предписание об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени в целях обеспечения сохранности воинского захоронения, охранная зона объекта культурного наследия не установлена, проект охранной зоны не разрабатывался. Мероприятия по осуществлению контроля за состоянием и использованием указанного объекта культурного наследия надлежащим образом не выполняются. Непринятие мер к содержанию указанных памятников культурного наследия, увековечивающих память о событиях, об участниках и жертвах Великой Отечественной войны, обеспечению их сохранности, поддерживанию в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, является недопустимым, может повлечь за собой уничтожение памятника истории и культуры, что в свою очередь приведет к нарушению предусмотренного статьей 44 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд обязать Департамент культуры Брянской области организовать разработку проекта охранной зоны объекта культурного наследия - братская могила советских воинов, расположенная в Морачево Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №..., братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №...

Определением Советского районного суда г. Брянска к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Жирятинского района Брянской области и администрация Морачевского сельского поселения Жирятинского района Брянской области.

Определением суда в одно производство объединены дела по иску Прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту культуры Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия, дела № 2-4 (2016), 2-5 (2016).

В судебном заседании представитель истца Чухно П.А., помощник прокурора Жирятинского района Брянской области, действующий по доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации Жирятинского района Брянской области и администрации Морачевского сельского поселения Жирятинского района Брянской области Кесаревская Н.Н., начальник правового отдела администрации Жирятинского района, действующая по доверенностям, исковые требования не признала, пояснив, что заявленные требования относятся к исключительным полномочиям Департамента культура Брянской области.

Представитель ответчика Департамента культуры Брянской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайств не заявлял.

В соответствии со статьей 167 частью 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из представленных в дело материалов, на территории Морачевского сельского поселения Жирятинского района имеются: братская могила советских воинов, расположенная в Морачево Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №..., братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №...

Указанные воинские захоронения находятся в собственности Муниципального образования «Морачевское сельское поселение», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 32-АЖ №..., выданным <дата>, 32-АЖ №..., выданным <дата>.

В соответствии с решением Брянского облисполкома от 10.07.1979 года № 406, данные памятники являются объектами культурного наследия регионального назначения, и находится под государственной охраной.

В отношении указанных объектов необходимо проведение действий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия.

Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.

Из преамбулы к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002г. N 73-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 9.3 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно пункту 1 статьи 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 34 Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1). Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (абзац 1 пункт 2).

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

В статье 3 Закона Российской Федерации «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993г. N 4292-1, с последующими изменениями и дополнениями, указано, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных актов Правительства Российской Федерации».

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 5 Закона Брянской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Брянской области от 08.02.2006г. № 11-З, с последующими изменениями и дополнениями, к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Брянской области относится организация разработки проектов зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального (областного) и местного (муниципального) значений, а также объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Указом Губернатора Брянской области от 01.04.2013 года N 293 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о департаменте культуры Брянской области, в соответствии с которым Департамент культуры Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области. Департамент участвует в реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, архивного дела, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, туристской деятельности на территории Брянской области, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области, в том числе в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Брянской области в данной сфере (пункт 1.1).

В установленной сфере деятельности департамент организует разработку подзаконных актов, охранных документов, работу по созданию зон охраны, определению режимов содержания и использования памятников истории и культуры (пункт 3.27.1); осуществляет государственный контроль за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Брянской области, включенных в реестр и выявленных (пункт 3.52.1); за соблюдением законодательства Российской Федерации и Брянской области в области охраны объектов культурного наследия регионального значения, включая контроль за состоянием таких объектов (пункт 3.52.2).

При таких обстоятельствах, на момент обращения Жирятинского прокурора Брянской области с настоящим иском и рассмотрения настоящего иска, Департамент культуры Брянской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которой возложена обязанность по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия в порядке определенном Указом Губернатора Брянской области от 30.03.2016 года N 114.

Таким образом, доводы представителя Департамента культуры Брянской области о том, что надлежащими ответчиками по делу являются органы местного самоуправления суд отклоняет как несостоятельные на основании вышеизложенного.

При этом, суд считает, что администрации Жирятинского района Брянской области, Морачевской сельской администрации Жирятинского района Брянской области, являются ненадлежащими ответчиками, поскольку требования к ним не заявлялись.

Выявленные прокурором в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу гарантированной государством сохранности объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации, угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

Суд удовлетворяет исковые требования.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент культуры Брянской области принять меры по разработке и утверждению проекта охранной зоны объекта культурного наследия братская могила советских воинов, расположенная в с. Морачево Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №..., братская могила советских воинов, расположенная в с. Высокое Жирятинского района, 1943 года постройки, государственный №...

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Курнаева Г.В.

Решение принято в окончательной форме 23.05.2016 года

2-4/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Жирятинского района Брянской области
Ответчики
Департамент культуры Брянской области
Жирятинская районная администрация
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
11.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2016Передача материалов судье
14.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2016Подготовка дела (собеседование)
11.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2016Судебное заседание
18.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее