Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года с. Леваши
Левашинский районный суд РД
в составе: председательствующего судьи Магомедалиева А.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц,
представителя ответчика МКДОУ «Левашинский детский сад «Сказка» - заведующей ФИО4,
при секретаре – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, указывая, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан на поднадзорной территории проведена проверка в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности функционирования детских дошкольных учреждений.
Установлено, что должностным лицом МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» ненадлежащим образом исполняется законодательство о противодействии терроризму.
В частности, проведенной совместно с сотрудниками ОМВД России по <адрес>, администрации МР «<адрес>» проверкой было установлено, что в нарушение требований п. 4.18 Свода правил"СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденные приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № здание указанной дошкольной образовательной организации не оборудовано каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения (тревожная кнопка, тревожная сигнализация).
Также в своем исковом заявлении прокурор обращает внимание на то, что отсутствие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании ДОУ отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, в связи с чем просит.
- возложить на администрацию МР «<адрес>» и МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму;
- обязать МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> обеспечить наличие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: РД <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года;
- обязать администрацию МР «<адрес>» осуществить финансирование по организации установки устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании «<адрес> детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 уточнил заявленные исковые требования, просил:
-возложить на администрацию МР «<адрес>» и МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризмупутем оборудования здания учреждения для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожной сигнализацией).
- обязать МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> обеспечить наличие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения отдела МВД России по <адрес> РД в здании детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: РД <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года;
- обязать администрацию МР «<адрес>» осуществить финансирование по организации установки устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения отдела МВД России по <адрес> РД отдела МВД России по <адрес> РД в здании «<адрес> детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: <адрес> в срок до 01.10. 2015 года.
От ответчика -Администрации МР «<адрес>» в суд поступило ходатайство о рассмотрении данного иска без участия их представителя.
В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» - заведующая ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц, пояснила, что вопрос установки устройства для экстренного вызова зависит от финансирования такой установки администрацией района.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.
В соответствии с ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В исковом заявлении в соответствии с требованиями ч.3 ст.131 ГПК РФ указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено.
Как следует из исследованных материалов дела, прокурором проведена совместно с сотрудниками ОМВД России по <адрес>, администрации МР «<адрес>» проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п. 4.18 Свода правил"СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № здание указанной дошкольной образовательной организации не оборудовано каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения (тревожная кнопка, тревожная сигнализация).
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10 с ДД.ММ.ГГГГ СНиП 31-06-2009 признаны утратившими силу, вследствие чего не подлежат применению. Вместе с тем, в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" был утвержден "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", который является актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 3 и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.
Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, выполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В компетенцию Администрации МР «<адрес>» РД, как исполнительно-распорядительного органа, входит решение вопросов местного значения, и при реализации своих полномочий в области образования указанный ответчик является субъектом противодействия террористической деятельности, который не вправе самоустраниться от принятия мер по повышению антитеррористической защищенности и усилению безопасности указанной дошкольной образовательной организации.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются, в том числе, обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации») в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, включены, в том числе, наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения).
Из материалов дела также следует, что администрацией МР «<адрес>» в нарушение вышеуказанных норм какое-либо финансирование на установку в детских дошкольных учреждениях района тревожных кнопок экстренного вызова, а также на другие цели, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности не производилось (письмо зам. главы администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №01-42/624).
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Уставом МКДОУ "<адрес> детский сад «<адрес>» является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида, учредителем которого является муниципальное образование МР «<адрес>».
МКДОУ "<адрес> детский сад «<адрес>» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ (серия 05Л01 № 0001821).
МКДОУ согласно Уставу является юридическим лицом, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность.
Уставом МР «<адрес>» определено, что администрация МР «<адрес>» организует: предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан; предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
МКДОУ "<адрес> детский сад «<адрес>» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Осуществление деятельности МКДОУ "<адрес> детский сад «<адрес>» с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре понуждение к совершению действий (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить администрацию МР «<адрес>» и ДОУ принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризмупутем оборудования здания учреждения -МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> РД за счет средств бюджета МР «<адрес>» устройством для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Отсутствие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании ДОУ отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке выполнения ответчиками возложенных на них обязательств, суд учитывает время, необходимое для финансирования администрацией МР «<адрес>» установки устройства для экстренного вызова полиции, а также для непосредственно установки данного устройства (в техническом и организационном плане).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> РД об устранении нарушения законодательства о противодействии терроризмув порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц -удовлетворить.
Возложить на администрацию МР «<адрес>» РД и МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризмупутем оборудования здания учреждения для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожной сигнализацией).
- обязать МКДОУ «<адрес> детский сад «<адрес>» <адрес> обеспечить наличие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения отдела МВД России по <адрес> РД в здании детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: РД <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года;
- обязать администрацию МР «<адрес>» осуществить финансирование по организации установки устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения отдела МВД России по <адрес> РД отдела МВД России по <адрес> РД в здании «<адрес> детского сада «<адрес>», расположенном по адресу: <адрес> в срок до 01.10. 2015 года.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий