Дело № 2-645/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2014 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Гапоненко О.В., истца Василева Н.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периода работы в общий трудовой стаж и произвести перерасчет размера пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Н.В. с учетом дополнения обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>; возложении обязанности по включению в общий трудовой стаж для исчисления пенсии по стрости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> и произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требование мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости и включении указанных выше периодов работы во время школьных каникул во время Великой Отечественной войны. Однако во включении спорных периодов ему было отказано в связи с тем с недостижением в заявленный период двенадцатилетнего возраста. Считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку факт его работы подтвержден показаниями опрошенных УПФР в г. Чебоксары свидетелей <данные изъяты> При этом указывает на то, что действующие в период Великой Отечественной войны нармативно-правовые акты предусматривали организацию помощи действующей армии, для чего к сельскохозяйственным работам привлекались и дети, не достигшие 12 лет.
В судебном заседании истец Васильев Н.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Также пояснил, что ему назначена трудовая пенсия по стрости с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в общий трудовой стаж не включены спорные периоды его работы в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, хотя в несовершеннолетнем возрасте он осуществляла трудовую деятельность.
Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Васильев Н.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, является получателем пенсии, что подтверждается паспортом, материалами пенсионного дела, пенсионным удостоверением.
Из материалов пенсионного дела Васильева Н.В. усматривается, что решением УПФ РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Васильеву Н.В. назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Согласно сведениям о трудовом стаже в подсчет трудового стажа произведен с ДД.ММ.ГГГГ. В трудовой книжке отсутствуют сведения о начале трудовой деятельности истца в несовершеннолетнем возрасте в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ в г.Чебоксары с заявлением о перерасчете пенсии с учетом работы в несовершеннолетнем возрасте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Однако решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ во включении указанных периодов работы в трудовой стаж истца было отказано со ссылкой на то, что 12 лет ему исполнилось лишь ДД.ММ.ГГГГ, уже после окончания Великой Отечественной войны, а другие документы, подтверждающие исключительные обстоятельства военного времени, не представлены.
Не согласившись с указанным решением, Васильев Н.В. обратился в суд с настоящим иском.
Суд находит данное решение УПФ РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики -Чувашии незаконным по следующим основаниям.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности и, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Трудовое законодательство устанавливает минимальный возраст, при достижении которого допускался прием лиц на работу, однако ни Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не устанавливают минимальный возраст, по достижении которого время работы подлежит включению в общий трудовой стаж.
Таким образом, юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы в колхозе, является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.
На основании п.6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 20.07.2011) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В трудовой книжке Васильева Н.В. отсутствуют сведения о его работе в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Заявителем в обоснование иска указано на то, что он работал в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, однако подтверждающие данное обстоятельство документы не сохранились.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Установленные в законодательстве того времени запреты принимать в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Согласно свидетельству, имеющему в пенсионном деле, Васильев Н.В., родившийся в ДД.ММ.ГГГГ, обучался в <данные изъяты>, окончил полный курс этой школы в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положению пункта 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, годы, в течение которых, гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу из подсчета исключаются.
Поскольку в спорные периоды работы приходятся на несовершеннолетний возраст истца, следовательно, при осуществлени трудовой деятельности в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> сведения о его работе в колхозе могли быть внесены без оформления трудовой книжки.
В соответствии с пунктами 29 и 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
- период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
- свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 555, период работы по свидетельским показаниям учитывается, начиная с достижения работником возраста 16 лет, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.
УПФ РФ в г. Чебоксары были опрошены в качестве свидетелей <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем составлен протокол опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ.
Их пояснениями подтверждается факт работы истца в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> в период летних каникул ДД.ММ.ГГГГ.
Сами свидетели являются пенсионерами, также работавшими в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>, и периоды их работы в колхозе включены в подсчет трудового стажа.
Согласно Директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков от 29 июня 1941 года, требовалась организация всесторонней помощи действующей армии, обеспечение снабжения армии всем необходимым, укрепление тыла Красной армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» предусматривалось, что на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы в порядке мобилизации привлекались лица мужского пола в возрасте от 14 лет до 55 лет и лица женского пола в возрасте от 14 лет до 50 лет, а также учащиеся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студенты техникумов и ВУЗов. При этом привлечение на сельскохозяйственные работы учащихся школ, техникумов и ВУЗов производилось лишь в летнее время.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действующие в период Великой Отечественной войны нормативно-правовые акты предусматривали организацию помощи действующей армии, обеспечения снабжения армии всем необходимым, укрепление тыла, что осуществлялось путем привлечения трудоспособного населения городов и сельских местностей, в том числе и к сельскохозяйственным работам в колхозах и совхозах.
При этом под трудоспособным населением понимались и несовершеннолетние дети с 14 лет, учащиеся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ в летнее время, то есть на период летних каникул.
В Законе РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" таких ограничений нет. В соответствии со ст.89 этого Закона в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в ст.97 предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.
В спорные периоды работы истец не достиг 16-летнего возраста, однако данное обстоятельство не является основанием для исключения этих периодов из подсчета страхового стажа, поскольку требования о достижении определенного возраста были установлены для определения прав члена сельскохозяйственной артели (колхоза), и не исключали выполнение лицами младшего возраста сезонных работ.
Согласно Примерному Уставу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в члены артели (то есть на постоянную работу) могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста.
Из справки, выданной заведующей сектором по делам архивов администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что документы по личному составу колхоза «<данные изъяты>» <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ на хранение в муниципальный архив <адрес> не поступали.
Таким образом, истец в силу независящих от него причин не может представить письменные документы об осуществлении трудовой деятельности в спорные периоды, поэтому в данном случае имеются основания для подтверждения трудового стажа показаниями свидетелей.
Ограничение права гражданина на получение трудовой пенсии условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, является нарушением конституционных прав, гарантированных статьями 19, 39 Конституции Российской Федерации.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта работы заявителя в период летних каникул с ДД.ММ.ГГГГ, который, являясь в указанные годы несовершеннолетним учеником семилетней школы <адрес>, одновременно осуществлял трудовую деятельность в колхозе.
В этой связи суд считает требования истца основанными на нормах закона, следовательно, спорные периоды подлежат по включению в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав истца.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Как указывалось ранее с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) Васильев Н.В. обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов пенсионного дела.
Поскольку требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в его общий трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> подлежат удовлетворению, также подлежат удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера трудовой с учетом указанных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе во включении в страховой стаж Васильева Н.В. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в общий трудовой стаж для исчисления пенсии по стрости Васильева Н.В. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> и произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 06 февраля 2013 года.