Решение по делу № 33-3100/2013 от 12.07.2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Муртузалиев М.М. № 33-3100/13

г.Махачкала 02 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Гаджиева Б.Г.,

судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.,

при секретаре З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов И. на решение Избербашского городского суда от 14 мая 2013 года, которым постановлено:

«исковое заявление А., Х. и М. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел России по Республике Дагестан недоплаченную сумму единовременного пособия по случаю гибели при исполнении служебных обязанностей старшины полиции Ш., полицейского ППСП отдела МВД России по <адрес>, погибшего <дата> в <адрес>, в пользу выгодоприобретателей всего 26400 руб., в том числе, в пользу: Х. 4400 (четыре тысяча четыреста) руб. (1/6 часть); М.- 4400 (четыре тысяча четыреста) руб.(1/6 часть); А.- 17600 (шестнадцать тысяча шестьсот) руб. (4/6 частей). В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., выслушав объяснения: А., Х. и М. и их представителя по доверенности И. об отмене решения суда в отказанной части и вынесения нового решения суда в указанной части об удовлетворении иска, объяснение представителя Министерства внутренних дел России по Республике Дагестан по доверенности О. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

А., Х. и М. обратились в суд с иском к МВД РФ и к МВД по РД о взыскании в их пользу с МВД России: единовременного пособия в сумме 1 920 000 руб.; страховой суммы 2 400 000 руб.; штрафа за просрочку страховых выплат в сумме 12 024 000 руб.

В обоснование заявленных требований истцами указано, что полицейский ППСП отдела МВД России по <.> старшина полиции Ш. был убит при исполнении служебных обязанностей <дата> в <адрес> в результате обстрела неустановленными лицами из автоматического оружия. Полагают, что согласно ч.3 ст. 43 Федерального закона РФ «О полиции» им, как членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях должно было быть выплачено единовременное пособие в размере, равному 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, установленного на день выплаты пособия. По настоящее время единовременное пособие им не выплачено. Сумма единовременного пособия, по их мнению, должна быть 1 920 000 рублей.

Полагают также, что в соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (в редакции ФЗ от 11.07.2011 № 208-ФЗ) (далее по тексту ФЗ от 28.03.1998 г. №52-ФЗ) выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю.

С учетом этого, сумма страховой выплаты составляет 400 000 руб. (16000x25) на каждого выгодоприобретателя, а так как выгодоприобретателей всего 6, то им надлежало выплатить 2 400 000 руб. Однако, страховые выплаты по настоящее время не произведены, поэтому в соответствии со статьей 11 ФЗ от 28.03.1998 г. №52-ФЗ страховщик обязан выплатить штраф из расчета 1 процент за каждый день просрочки, которая составляет с 01.09.2011 года по день подачи искового заявления 501 день. С учетом этого процента сумма штрафа за просрочку составляет 12 024 000 руб. (24 000x501).

Добровольно МВД РФ указанные суммы не выплачивает, поэтому просит взыскать их в судебном порядке.

В дополнительном исковом заявлении истцы указали, что основной причиной неполучения страховых сумм является то, что 18.05.2011 г. МВД по РД от имени Российской Федерации заключил государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД по РД с ОАО СК <.> за № в нарушении требований статьи 2 ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», так как страхователями по обязательному государственному страхованию в соответствии со статьей 2 названного закона являются федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба. Полагают, что МВД по РД в соответствии ФЗ от 28 марта 1998 № 52-ФЗ не имело право на заключение государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД по РД с ОАО СК <.>.

Поэтому просят признать на основании ст.ст. 166-168 ГК РФ государственный контракт № недействительным, как не соответствующий закону.

В судебном заседании истцы А., Х. и М. и их представитель И. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, указанным ими в исковых заявлениях.

Представитель ответчика МВД России и МВД по РД К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.

В письменных возражениях она исковые требования ***-вых и ***-вой не признала и указала, что в соответствии с ч. 3 ст. 43 ФЗ «О полиции» (ред. от 01.07.2011) приказом № от 16.09.2011 г. членам семьи Ш., погибшего <дата> вследствие ранения, полученного при исполнении служебных обязанностей (супруга, дети, родители) установлена сумма выплаты десятилетнего содержания в размере 555 840 руб. Согласно расходным кассовым ордерам №, №, № Х., А., М. получены причитающиеся суммы 29.12. 2011 г. В связи с чем, МВД не согласно с доводами истцов о неполучении указанной выплаты.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе представителя истцов И. ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права. В жалобе приводятся доводы о том, что не правильно применил нормы Федеральных законов от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», от 28 марта 1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Не правильно применил также положения Конституции Российской Федерации о федеральной государственной службе и другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

Суд не правильно толковал часть 1 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», где говорится, что жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год при постановке решения. Ответчики не представили никаких доказательств в ходе судебного разбирательства об ассигновании федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции, проходящих службу в органах внутренних дел МВД по Республике Дагестан.

Суд приходит к неправильным выводам и вследствие чего происходит нарушение норм материального права.

Так в соответствии с абз. 1 статьи 26.3.1 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:

порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.

Часть 1 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» содержит норму о том, что жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, а часть 1 статьи 47 — финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Страхователями по обязательному государственному страхованию на основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 № 52-ФЗ являются федеральные органы исполнительной власти, т.е. МВД России.

МВД по РД не является федеральным министерством и не может быть страхователем в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ. МВД по РД заключило со страховой компанией <.> договор обязательного государственного страхования в нарушение Федерального закона от 28 марта 1998 № 52-ФЗ и приказа МВД России от 16 декабря 1998 года № «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России», которым утвердило Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.

Суд не дал оценку этим обстоятельствам в нарушение норм ст. 11 ГПК РФ.

МВД России и МВД по РД не представили в суд подтверждение того, что имелось ли разрешение (лицензия) на осуществление обязательного государственного страхования у страховой компании <.>. Потому истцы и требовали признать государственный контракт № обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД по РД не действительным, как несоответствующего действующему законодательству Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в обжалованной части.

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения России, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п.2 ст. 26.3 данного Закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28.03.1998 года № 52-ФЗ (ред. 08.11.2011) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 52-ФЗ обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующих бюджетов.

Условия и порядок размещения заказов на оказание услуг (в частности услуг страхования) регламентированы Федеральным законом «О размещении заказов на поставки варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 04-ФЗ от 21.07.2005 года.

Поскольку Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011г. является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а МВД по Республике Дагестан является его территориальным органом, то заключение государственного контракта МВД по РД в части обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, а также всех сотрудников органов внутренних дел независимо от источника их содержания, МВД по РД проведено в рамках своих полномочий и не противоречит законодательству.

Федеральный закон от 19.07.2011г. № «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым размер выплаты единовременного пособия доведен до 3 000 000 рублей, вступил в законную силу с 01.01.2012г., указаний на возможность его применения к правоотношениям, имевшим место до принятия данного Закона не содержит.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 ГК РФ).

С учетом изложенного, доводы представителя истцов о неправильном применении норм материального права не могут быть признаны состоятельными.

Как следует из дела, МВД по РД произвела выплату возмещения исходя из оклада по должности по состоянию на 01.01.2011 г., без учета того, что указанный оклад был увеличен на день произведения выплат по состоянию на 28.12.2011 г., суд обоснованно удовлетворил требования в этой части и постановил взыскать недоплаченную истцам сумму возмещения в размере 26400 руб.

Исходя из вышеуказанного, судом дана соответствующая правовая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе не приведены основания для отмены решения суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к иному видению обстоятельств дела, однако указанное не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений в применении норм материального или процессуального права судом допущено не было. В силу этого судебная коллегия не находит оснований для оценки таких доводов, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Гаджиев Б.Г.

Судьи Магадова А.В.

Гебекова Л.А.

33-3100/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
26.08.2013Судебное заседание
02.09.2013Судебное заседание
21.10.2013Дело сдано в канцелярию
21.10.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее