Дело № 2-511/16
Решение
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Сазонник А.А.,
с участием истца Велиева Р.Э.
представителя ответчика Чаевой О.А,
представителя третьего лица Дягилевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Велиева Р. Э. к Комитету социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным решение об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных билетов за счет собственных средств №13 от 14 мая 2015 года.
установил:
Велиев Р.Э. обратился в суд с исковым заявлением Комитету социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области, в котором просил признать незаконным решение об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных билетов за счет собственных средств №13 от 14 мая 2015 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Велиев Р.Э. является <данные изъяты>. С 16 марта по 6 апреля 2015 года прошел курс реабилитационного лечения в Центре реабилитации ЦВТ им. М. А. Лиходея (<адрес>). По приезду в Саратов обратился за выплатой компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств, за проезд по маршруту : г.Саратов - <адрес> – <Дата>; <адрес> - г. Саратов -<Дата>.
На его обращение был получен отказ. На основании 122 закона он, согласно справке УПФР, имеет право на проезд один раз в год к месту лечения и обратно. Негде лечиться в этом году Велиев Р.Э. не собирается. Путевку у КСЗН не просит. Да и нет их у КСЗН. В ряде регионов РФ оплата проезда производится без проволочек. И в Саратове Велиеву Р.Э. проезд в ЦВТ им. М. А. Лиходея в 2005 году оплатили. ,
Истец Велиев Р.Э. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области Чаева О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская клиническая больница №12» Дягилева Д.А. просила вынести решение в соответствии с законом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 вышеуказанного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу части 5 статьи 6.3 данного Федерального закона установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. п. 4.1, 4.2 указанного Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
Согласно п. 4.4 данного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.
Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год; Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 6 названных Правил, обеспечение санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом к месту лечения и обратно производится путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно с учетом Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 названных Правил, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256.
После получения справки граждане или их законные представители обращаются в УСПН с заявлением о предоставлении путевки (п. 8 Правил).
Для обеспечения в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, по направлениям, предоставленным органами исполнительной власти области в сфере здравоохранения, в период действия государственных контрактов (договоров) гражданам или их законным представителям выдаются в УСПН по месту жительства специальные талоны и (или) именные направления или билеты на проезд к месту лечения и обратно (п. 22 Правил).
Согласно п. 22.1 Правил, при проезде за счет собственных средств к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также к месту лечения и обратно, по направлениям, предоставленным органами исполнительной власти области в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель для получения компенсации обращаются в ТО через УСПН по Месту жительства с заявлением о выплате компенсации за проезд к месту лечения и обратно и документами, подтверждающими расходы. УСПН формирует реестр на возмещение расходов и направляет его с приложением представленных инвалидом документов в ТО для принятия решения о выплате компенсации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Велиев Р.Э. является <данные изъяты>. Для Велиева Р.Э. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Согласно ответу ГУЗ «СГКБ №12» от <Дата>, Велиеву Р.Э. <Дата> выдано направление на госпитализацию для получения восстановительного лечения в ЦВТ им. М.А. Лиходея по форме <№>/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от <Дата> <№>.
Из материалов дела следует, что ОООИВА «Инвалиды войны» выдано направление на восстановительное лечение <№> в учреждение «Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея».
В судебном заседании установлено, что Велиев Р.Э. не обращался в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для получения специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи.
<Дата> Велиев Р.Э. обратилась в комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств за проезд к месту лечения и обратно по маршруту: г. Саратов-<адрес> – <Дата>, <адрес> - г. Саратов – <Дата>.
Решением об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств <№> от <Дата> в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств за проезд к месту лечения и обратно Велиеву Р. Э. было отказано. Основанием для отказа послужило то, что направление на восстановительное лечение <№>, было выдано Велиеву Р.Э., вне норм, установленных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2104-р, Правилами оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденными Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 г. № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».
Как установлено в судебном заседании, истец относится к категории граждан, указанных в ст. 6.1. Федерального закона "О государственной социальной помощи" 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.
В состав набора социальных услуг согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанных положений законодательства Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 4.4 названного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В свою очередь, порядок получения направления и талон N 2 регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".
Талон N 2, который предоставляется в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ для обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (коим в рассматриваемом случае является Министерство здравоохранения Ростовской области) одновременно с направлением на лечение. Данные документы оформляются в следующем порядке:
1) при наличии заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляется выписка из истории болезни гражданина, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований (для решения вопроса о выдаче направления на лечение);
2) при подтверждении наличия медицинских показания к госпитализации орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляет в адрес руководителя медицинского учреждения выписку из истории болезни гражданина, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности, а также заключение с обоснованием необходимости его лечения в указанном учреждении;
3) медицинское учреждение рассматривает документы, выносит решение о необходимости госпитализации, информирует о принятом решении соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения с указанием даты госпитализации гражданина;
4) выписка из истории болезни и заключение о результатах проведенных обследований гражданина возвращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и на их основании оформляются соответствующие документы (направление на лечение и талон N 2).
В содержащихся в материалах дела документах отсутствуют сведения, подтверждающие соблюдение установленного порядка обращения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (в рассматриваемом случае - Министерство здравоохранения Саратовской области), при котором у ответчика имелись бы правовые основания для выдачи истице талона установленного образца (талона N 2).
Для следования к месту лечения и обратно Велиев Р.Э. самостоятельно за счет собственных средств приобрел билеты на железнодорожный транспорт, следующий по маршруту г. Саратов-<адрес> – <Дата>, <адрес> - г. Саратов – <Дата>.
Проанализировав приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из того, что возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных им самостоятельно, не предусмотрена.
Кроме того, разрешая спор, суд исходил из того, что у ответчика не имелось оснований для удовлетворения заявления Велиева Р.Э. об обеспечении его бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в связи с отсутствием соответствующего направления и талона на оплату проезда, выданных в установленном порядке территориальным органом Министерства здравоохранения РФ. Направление, предоставляемое в Порядке, утвержденном Приказом "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" от 05.10.2005 г., не выдавалось истцу, отсутствовало заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, не направлялась выписка из истории болезни, содержащая данные клинических и других исследований для решения вопроса о выдаче истцу направления на лечение.
Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращения с данным исковым заявлением в суд не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Велиева Р. Э. к Комитету социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным решение об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных билетов за счет собственных средств №13 от 14 мая 2015 года., отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья