РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2017 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мисюра Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности создания и оборудования парковочных мест около здания администрации для транспортных средств инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, возложении обязанности создания и оборудования парковочных мест около здания администрации для транспортных средств инвалидов.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией муниципального образования мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Так на территории, прилегающей к зданию администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, расположенному по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4, не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличкой 8.17 «Инвалиды».
В связи с этим, просил признать незаконным бездействие администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию указанной администрации, расположенному по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4; обязать администрацию МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области создать места для парковки транспортных средств (парковочные места) на территории, прилегающей к зданию указанной администрации, расположенному по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4, и оборудовать специальные места для парковки транспортных средств инвалидов дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличкой 8.17 «Инвалиды».
Определением суда от 30.06.2017 осуществлен переход к рассмотрению данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, учитывая письменную позицию представителя административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 21 ст. 1 ГрК РФ парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
Территория для стоянки автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения РФ оборудуется информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».
Знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией муниципального образования мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В настоящее время на территории, прилегающей к зданию администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, расположенному по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4, не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, с применением дорожного знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличкой 8.17 «Инвалиды».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Кроме того, глава администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области Нуйкина Г.Н. административный иск признала, о чем суду представлено соответствующее заявление.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
При этом суд, исходя из положений ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, принимает признание административным ответчиком административных исковых требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны административного ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым акта и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Кузнецкого района Пензенской области административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд полагает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до 07.09.2017.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию администрации, расположенной по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4.
Обязать администрацию МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в срок до 07.09.2017 создать места для парковки транспортных средств (парковочные места) на территории, прилегающей к зданию администрации, расположенному по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Комаровка, ул. Молодежная, д. 4, и оборудовать специальные места для парковки транспортных средств инвалидов дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличкой 8.17 «Инвалиды».
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией МО Комаровский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокуратуру Кузнецкого района Пензенской области.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись.