УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., с участием помощника прокурора <адрес> Алсагаевой Е.К., при секретаре судебного заседания Ланцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> с использованием системы видеоконференцсвязи административное дело № по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Богидаева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с заявлением, начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> Руднев В.И. просит установить административный надзор в отношении осужденного Богидаева В.А., освобождаемого ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, на 3 года с установлением следующих административных ограничений: 1) обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; 2) запрещение пребывания в кафе, барах, ресторанах, связанных с реализацией алкогольной продукции; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 час. до 06-00 час.; 4) запрещение выезда за пределы Республики Бурятия. Заявление мотивировано тем, что после освобождения из мест лишения свободы Богидаев В.А. будет иметь непогашенную судимость за совершение преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, совершенного в период действия административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца Бальжиев Б.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Богидаев В.А. против установления административного надзора не возражал, суду пояснил, что в настоящее время он не имеет определенного места жительства и регистрации, в связи с чем указал в заявление об оформлении проездных документов адрес знакомого, где он ранее временно проживал.
В судебном заседании помощник прокурора Алсагаева Е.К. указала на наличие безусловных оснований для установления в отношении Богидаева В.А. административного надзора и полагала необходимым установить надзор на 3 года, исчисляемого со дня постановки Богидаева В.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а также установить ему административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел для регистрации, запрет на посещение мест, деятельность которых связана с реализацией алкогольной продукции, а также на выезд за пределы территории Республики Бурятия.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, суд находит заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 КАС Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального Закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В судебном заседании установлено, что приговором Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Богидаев В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде 5 мес. лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ данное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. условное осуждение отменено, определен, Богидаев В.А. направлен для отбывания наказания по приговору Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. в виде лишения свободы сроком 5 мес. с ИК строгого режима.
При этом, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Богидаева В.А. Кяхтинским районным судом РБ был установлен административный надзор на 2 года, в период действия которого ответчик совершил вышеприведенное преступление, за совершение которого он был направлен к месту отбывания наказания.
Таким образом, в настоящее время Богидаев В.А. имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
При таких обстоятельствах, поскольку Богидаев В.А. является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, с учетом вышеприведенных норм закона имеются безусловные основания для установления административного надзора.
При этом судом принято во внимание, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, установленный в отношении Богидаева В.А. решением Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. административный надзор прекращен.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 15 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, совершенное Богидаевым В.А. преступное деяние, за которое он привлечен к уголовной ответственности по приговору <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ., в частности ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, срок погашения судимости по которым в соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) составляет 3 года.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что Богидаев В.А. является лицом, осужденным за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судимость за которое не погашена, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для установления в отношении него административного надзора в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
При определении административных ограничений суд исходит из следующих обстоятельств.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно части 1 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административные ограничения являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях предупреждения совершения указанными преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, указанные в части 3 статьи 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению.
Учитывая характер и общественную опасность совершенных осужденным преступлений, обстоятельств их совершения, данные о личности осужденного, положительно характеризующегося по месту отбывания наказания, отсутствие у него взысканий за период отбывания наказания, принимая во внимание отсутствие у Богидаева В.А. регистрации по месту жительства и отсутствие определенного места жительства, а также разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 22 Постановления Пленума № от ДД.ММ.ГГГГ., а также обстоятельства того, что установленный ранее административный надзор не достиг своей цели, поскольку Богидаев В.А., находясь под административным надзором на путь исправления не встал, продолжая совершать общественно-опасные деяния, суд полагает возможным установить в его отношении следующие административные ограничения: запретить выезд за пределы территории Республики Бурятия; обязать являться 1 раз в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд полагает, что установление Богидаеву В.А. указанных административных ограничений согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соответствующими целям их установления, а именно для предотвращения совершения повторных преступлений, оказания на поднадзорного лица профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов. Вид административных ограничений соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельств их совершения, а также личности осужденному и его поведению. Установление данных ограничений, по мнению суда, будет способствовать обеспечению предупреждения совершения поднадзорным лицом новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
В силу ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Поскольку доказательств необходимости установления Богидаеву В.А. иных административных ограничений административным истцом не представлено, суд не усматривает оснований для их установления.
Для сведения ответчику разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. А также в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Богидаева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок погашения судимости по приговору <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ.- <данные изъяты>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляемого со дня постановки Богидаева В. А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить на указанный срок Богидаеву В. А. следующие административные ограничения:
- запретить выезд за пределы территории Республики Бурятия;
- обязать являться 1 раз в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом настоящего решения.
Судья: Н.А. Кузубова