Дело № 88-8218/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
14 апреля 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Тураевой Т.Е., Кизирбозунц Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова В.Н. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-6957/2021 по иску Иванова В.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Иванов В.Н. обратился в суд с иском к УПФР в г.Оренбурге. В обоснование требований указал, что 12 мая 2021 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по здоровью населения в учреждениях здравоохранения. В частности, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен в календарном исчислении период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года и в льготном исчислении, как один год за один год и шесть месяцев периоды работы врачом-хирургом в отделении полостной хирургии госпиталя 359 с 1 июля 1999 года по 30 июня 2000 года, с 1 июля по 5 октября 2000 года.
Полагая такой отказ не соответствующим действующему законодательству, Иванов В.Н. просил суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы;
обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года в календарном исчислении, а также работы врачом- хирургом в отделении полостной хирургии госпиталя 359 с 1 июля 1999 года по 30 июня 2000 года, с 1 июля по 5 октября 2000 года в льготном исчислении, как один год за один год и шесть месяцев;
возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 12 мая 2021 года.
Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге заменен на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 февраля 2022 года, исковые требования Иванова В.Н. удовлетворены частично, решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 8 октября 2021 года, принятого во изменение решения от 23 августа 2021 года, признано незаконным в части отказа Иванову В.Н. в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев не засчитанного периода с 1 июля 1999 года по 30 июня 2000 года, с 1 июля по 5 октября 2000 года и засчитанного календарно периода с 1 июля по 5 октября 2000 года в качестве врача-хирурга отделения полостной хирургии в 359 окружном военном клиническом госпитале (войсковая часть 52236).
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области возложена обязанность включить Иванову В.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев не засчитанный период с 1 июля 1999 года по 30 июня 2000 года, с 1 июля по 5 октября 2000 года и засчитанный календарно период с 1 июля по 5 октября 2000 года в качестве врача-хирурга отделения полостной хирургии в 359 окружном военном клиническом госпитале (войсковая часть 52236).
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Иванову В.Н. отказано.
В кассационной жалобе Иванов В.Н. просит отменить решение и апелляционное определение в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года, принять новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу представительГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2021 года Иванов В.Н. обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 8 октября 2021 года, принятым во изменение решения начальника УПФР в г.Оренбурге от 23 августа 2021 года, Иванову В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 26 лет 6 месяцев 9 дней, вместо требуемых 30 лет.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был включен период прохождения Ивановым В.Н. службы в армии по призыву с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года.
В соответствии со справкой № от 2 марта 2021 года, выданной Военным комиссариатом Южного округа г.Оренбурга Оренбургской области, Иванов В.Н. проходил военную службу в ВС СССР на должностях рядового и сержантского состава, в том числе в период с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года в должности рядового, старшего механика, водителя электрика.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, действующего в спорный период, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР могла быть засчитана в выслугу лет, у Иванова В.Н. отсутствует факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем № 1397, а также отсутствует необходимая продолжительность специального стажа 20 лет (2/3 от 30 лет) на дату обращения в пенсионный орган, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в частности, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР но некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности назначается врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
В пункте 7 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом «г» пункта 1 Положения устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
При этом служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил засчитывалась в стаж работы по специальности независимо от этого условия.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года№ 1397.
В силу подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» подлежит применению для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 изменены правила исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Так как начало лечебной деятельности Иванова В.Н. имело место с 26 октября 1995 года, а в спорный период он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в должности рядового, старшего механика, водителя электрика, в связи с чем, нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 на него не распространяются, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области обязанности зачесть Иванову В.Н. период прохождения им военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 июля 1987 года по 30 мая 1989 года в специальный стаж, дающий право на досрочное установление страховой пенсии, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С учетом включенных судом периодов работы, продолжительность специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составила менее 30 лет, в связи с чем, нижестоящие судебные инстанции обоснованно отказали Иванову В.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 12 мая 2021 года.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
Доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит доводов, оспаривающих судебные акты в иной части, в связи с чем, в силу части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их законность в кассационном порядке в неоспариваемой части не проверяется.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Иванова В.Н.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░.░.░░░░░░░░░░░