Копия Дело № 12-249/2020
16RS0045-01-2020-001039-81
РЕШЕНИЕ
16 апреля 2020 года г. Казань
Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гимранова А.В., при секретаре Мифтаховой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Долгих Р.В. на постановление инспектора группы по ИАЗ 2 батальона ПДПС ГИБДД УВД г. Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Долгих Р.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора группы по ИАЗ 2 батальона ПДПС ГИБДД УВД г. Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Долгих Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Заявитель Долгих Р.В. обратился с жалобой в суд на вышеуказанное постановление, указав, что фотографии его автомобиля были сделаны в рамках программы «Народный инспектор», с помощью технического средства, имеющего функции фото- и киносъемки, но не работающего в автоматическом режиме. Кроме того, его для составления протокола об административном правонарушении и дачи объяснений не вызывали, протокол об административном правонарушении не составлялся. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель Долгих Р.В., представитель ОГИБДД Авиастроительного района г. Казани в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Долгих Р.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ «Народный инспектор» зафиксировал у <адрес> автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный номер № который в нарушение пункта 12.2 ПДД РФ, совершил остановку транспортного средства на тротуаре. Данное обстоятельство зафиксировано «Народным инспектором» при помощи технического средства, в виде фотосъёмки.
На основании данной фотографии должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ о привлечении Долгих Р.В. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом перечисленные выше данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
В силу положений части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении основным средством фиксации факта совершения правонарушения и составляется во всех случаях их выявления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ, а также частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
Между тем, из материалов дела усматривается, что в нарушение требований части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ, в отношении Долгих Р.В. не составлялся.
Так, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, буквальное толкование нормы части 3 статьи 28.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола об административном правонарушении) применяется только в том случае, если совершенное правонарушение (в области безопасности дорожного движения или в области благоустройства территории) зафиксировано при помощи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Как следует из смысла пункта 1.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение в соответствующей области было зафиксировано непосредственно сотрудниками уполномоченного органа с применением указанных выше технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении. При этом полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении приобщаются к нему в качестве доказательств совершения административного правонарушения.
В этом случае нормы, установленные статьями 2.6.1, частью 3.1 статьи 4.1, частью 3 статьи 28.6 и частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ, не применяются.
Как видно из материалов дела, выявленное в рассматриваемом случае правонарушение зафиксировано «Народным инспектором» при помощи технического средства, имеющего функции фотосъемки, но не работающего в автоматическом режиме. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют условия, предусмотренные частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, являющиеся основанием для применения особого порядка привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ.
Следовательно, составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении Долгих Р.В. являлось обязательным.
Таким образом, отсутствие протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что Долгих Р.В. был лишен возможности реализовать свое право на защиту в том содержании, которое предусмотрено статьей 28.2 КоАП РФ. Кроме того, несоставление должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении Долгих Р.В. и лишение его права предоставить объяснения по существу выявленного правонарушения, не только влечет нарушение права такого лица на защиту, но также препятствует полному и всестороннему выяснению фактических обстоятельств дела.
Подобное нарушение требований КоАП РФ является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку представляет собой нарушение процессуальных норм КоАП РФ, которое не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, оспариваемое Долгих Р.В. постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к форме и содержанию такого процессуального документа, в связи с чем, не может быть признано законным и не может являться основанием для применения к Долгих Р.В. соответствующих правовых последствий в виде привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление инспектора группы по ИАЗ 2 батальона ПДПС ГИБДД УВД г. Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Долгих Р.В. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление инспектора группы по ИАЗ 2 батальона ПДПС ГИБДД УВД г. Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ в отношении Долгих Р.В. отменить, производство по делу прекратить. Жалобу Долгих Р.В. – удовлетворить.
Копию решения направить начальнику ОГИБДД УМВД России по г. Казани для сведения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения, через Авиастроительный районный суд г. Казани.
Судья: (подпись)
Копия верна: Судья: А.В. Гимранов