Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
от 25 октября 2017 года г. Завитинск
Завитинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щукиной Г.Д.,
с участием
пом. прокурора Завитинского района Гулянова Д.Н.
истца Комарова К.С.
третьих лиц на стороне истца: Комарова Д.И., Захаренко О.С.,
при секретаре Гончарук И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Завитинского района Амурской области действующего в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Комарова Константина Сергеевича к администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области о возложении на ответчика обязанности признать акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания незаконными и признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Комарова Константина Сергеевича обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области о возложении на ответчика обязанности признать акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания незаконными и признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Завитинского района Амурской области за защитой жилищных прав обратился Комаров К.С., являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем прокуратурой Завитинского района Амурской области была проведена проверка сведений указанных в заявлении, в ходе которой было установлено, что на основании постановления главы г.Завитинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними ФИО4, Комаровым К.С., Комаровым Д.И., Захаренко О.С.» за Комаровым К.С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Комаров К.С., имея техническое заключение с выводами, что многоквартирный жилой <адрес> непригоден для проживания и подлежит сносу, обратился в администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области с заявлением о проведении обследования и признании жилого помещения № в <адрес> непригодным для проживания, в рамках рассмотрения которого администрацией городского поселения «Город Завитинск» Амурской области был проведен осмотр данного жилого помещения, с составлением акта от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого последняя сделала заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, что <адрес> соответствует предъявленным требованиям к жилому помещению и пригодна для проживания. Вследствие чего считает, что администрацией городского поселения «Город Завитинск» Амурской области нарушено право Комарова К.С. на безопасное проживание в жилище, и поэтому просит обязать администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области признать акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и необоснованными и обязать администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области признать многоквартирный жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а помещение № в <адрес>, непригодным для проживания.
В предварительном судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Амурской области Гулянов Д.Н. действующий в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Комарова Константина Сергеевича, указав в качестве ответчика администрацию городского поселения «Город Завитинск», в качестве соответчика межведомственную комиссию администрации городского поселения «Город Завитинск», уточнил заявленные исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области, попросив признать заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> подлежащим отмене, как незаконное и необоснованное, а также возложить на администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области обязанность в течение трех месяцев провести повторное обследование <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора Завитинского района Амурской области Гулянов Д.Н., уточнил исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области действующего в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Комарова К.С., попросив признать заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> незаконным и необоснованным и а также возложить на межведомственную комиссию администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, действующую на основании постановления главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение трех месяцев провести оценку соответствия жилого помещения <адрес> требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Истец Комаров К.С., поддержал уточненные исковые требования прокурора Завитинского района, заявленные в его интересах, а также пояснил, что решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО2, была лишена родительских прав в отношении него, а также в отношении его братьев Комарова Д.И., Захаренко О.С., а также сестер ФИО9 и ФИО4, в связи с чем постановлением главы г.Завитинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, за ним, а также за несовершеннолетними ФИО4, Комаровым Д.И., Захаренко О.С. было закреплено неблагоустроенное жилое помещение, предоставленное на праве найма его дедушке ФИО10 и членам его семьи ( жене, сыну и двум дочерям), в том числе его матери ФИО2, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <***> кв. метров. В настоящее время он завершает обучение в <***> но не может вернуться в закрепленное за ним, его братьями и сестрой жилое помещение, так как последнее непригодно для проживания, что подтверждается техническим заключением независимого эксперта, с выводами, что техническое состояние <адрес> в целом и его отдельных элементов несущих и ограждающих конструкций неработоспособное, аварийное, но несмотря на данное заключение, межведомственная комиссия администрации городского поселения «Город Завитинск», без заключения специалистов, опровергающих выводы технической экспертизы, вынесла необоснованное заключение о пригодности <адрес> для проживания, в связи с чем исковые требования прокурора Завитинского района, заявленные в его интересах просит удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области и представитель соответчика межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск», надлежащим образом, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковые требования прокурора Завитинского района, в которых не признал данные исковые требования, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области поступило заявление Комарова К.С. о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. закрепленного за несовершеннолетними ФИО4, Комаровым К.С.. ФИО11 Захарченко О.С., на основании постановления главы г. Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ №. К данному заявлению наряду с иными документами было приложено заключение эксперта, проводившего техническое обследование многоквартирного <адрес>.
Для проверки доводов указанных в заявлении Комарова К.С. межведомственной комиссией о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ №, было проведено обследование жилого помещения № в <адрес>, по результатам которого последняя, отметив в акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, что неблагоустроенное трехкомнатное жилое помещение общей площадью <***> кв.м, находится в кирпичном многоквартирном жилом доме, с кирпичным фундаментом, с процентом износа на <***>, в покрытии кровли из АЦВЛ имеются сколы и трещины, а в жилом помещении отмечается только отпадение штукатурного слоя на потолках, из-за длительного непроведения косметического ремонта, с учетом того, что заключение эксперта, проводившего обследование многоквартирного <адрес> в <адрес>, не является заключением проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения № в <адрес> в <адрес>, обоснованно пришла к выводу, что обследуемое жилое помещение пригодно для постоянного проживания.
Таким образом, межведомственной комиссией администрации городского поселения «Город Завитинск» в рамках действующего законодательства, регулирующего вопросы признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, с учетом того, что в своем заявлении Комаров К.С. ставил вопрос о признании его жилого помещения непригодным для проживания, а не о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, была проведена в полном объеме работа по заявлению Комарова К.С. и было принято одно из решений, предусмотренных действующим законодательством регулирующим данные правоотношения.
Поскольку каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт незаконности и необоснованности акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №. прокурором Завитинского района не представлено, считает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований прокурора Завитинского района в полном объеме.
Третьи лица на стороне истца Комаров Д.И., и Захаренко О.С., показали, что в ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением их матери ФИО2, родительских прав в отношении Комарова К.С,. Комарова Д.И., Захаренко О.С., ФИО9 и ФИО4, постановлением главы г.Завитинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, за Комаровым К.С., ФИО4, Комаровым Д.И., Захаренко О.С.» было закреплено неблагоустроенное жилое помещение, предоставленное на праве найма их дедушке ФИО10 и членам его семьи, в том числе их матери ФИО2, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <***> кв. метров. Поскольку в данном жилом помещении кроме них зарегистрированы и проживают еще ФИО13, ФИО14, ФИО15, то администрация государственного учреждения, на попечении которого они находились, обратилась в их интересах в администрацию городского поселения «Город Завитинск» с заявлениями о постановке их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но в удовлетворении данных заявлений было отказано в связи с недостижением ими совершеннолетия. В настоящее время они завершают обучение в <***> но не смогут вернуться в закрепленное за ними жилое помещение, так как последнее непригодно для проживания, что подтверждается техническим заключением независимого эксперта, в связи с чем исковые требования прокурора Завитинского района, заявленные в интересах Комарова К.С. просят удовлетворить.
Третьи лица ФИО13, ФИО14, несовершеннолетняя ФИО4, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились причины неявки суду, не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обратились.
Законный представитель третьего лица – несовершеннолетнего ФИО15, - ФИО14, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причины неявки не сообщила и с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась.
Законный представитель третьего лица - несовершеннолетней ФИО4, - ФИО16, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причины неявки не сообщила и с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась.
Выслушав помощника прокурора Завитинского района Гулянова Д.Н., истца Комарова К.С., третьих лиц на стороне истца Комарова Д.И., и Захаренко О.С., изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, определившей, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18 летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18 летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Как следует из повторного свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением ЗАГС по Завитинскому району управления ЗАГС Амурской области и справки о рождении №, выданной от ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделом ЗАГС Амурской области - у Комарова Константина Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в качестве родителей значатся ФИО1 и ФИО2.
Из записи акта о рождении Комарова Константина Сергеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения № от ДД.ММ.ГГГГ Завитинского отдела ЗАГСа Амурской области следует, что сведения об отце ребенка внесены со слов матери.
Согласно решению Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была лишена родительских прав в отношении своего сына Комарова Константина Сергеевича.
После чего, согласно свидетельству о смерти I-ОТ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделением ЗАГС <адрес>, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Поскольку у Комарова К.С. до достижения им 18 лет, единственный его родитель умер, то Комаров Константин Сергеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, достигший в настоящее время 19 летнего возраста, относится к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, прокурор Завитинского района в пределах предоставленных ему прав в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комарова К.С. с целью защиты прав последнего на безопасное проживание в жилом помещении, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления этих прав по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения является Жилищный Кодекс Российской Федерации, в котором предусматривается порядок и условия предоставления жилых помещений.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такое основание и порядок предусмотрены с 14 февраля 2006 года Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом данного пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Как следует из показаний пом.прокурора Завитинского района Амурской области, истца, третьих лиц, решения Завитинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы города Завитинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилого помещений за несовершеннолетними ФИО4, Комаровым Константином Сергеевичем, Комаровым Дмитрием Игоревичем, Захаренко Олегом Сергеевичем», постановления главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении несовершеннолетних ФИО17, Комарова К.С., Захаренко О.С. в детское государственное учреждение», справки ООО «Управляющая компания «Домовой» от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки на <адрес> – за несовершеннолетним Комаровым Константином Сергеевичем, проживающим и зарегистрированным по месту жительства его матери ФИО2, в связи с лишением ФИО2 решением Завитинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родительских прав в отношении истца, администрацией городского поселения «Город Завитинск» Амурской области была закреплена, как за лицом, оставшимся без попечения родителей, <адрес>, предоставленная отцу последней ФИО10, на праве найма, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно сведениям содержащимся в техническом паспорте на жилой <адрес>, ранее входящий в ведомственный жилищный фонд, находящийся на балансе Завитинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения; распоряжении главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об имуществе <адрес>», распоряжении главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а «О приёме объектов в муниципальную собственность городского поселения «Город Завитинск», и актах приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, - в 2006 году жилищный фонд, расположенный на территории <адрес>, в том числе жилой <адрес>, был передан в собственность городского поселения «<адрес>».
Вместе с тем, согласно справки администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, - жилой <адрес> года постройки, с кадастровым номером №, общей площадью <***> кв.м расположенный по адресу: <адрес>, в реестре объектов муниципальной собственности городского поселения «Город Завитинск» не значится, но согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, - <адрес>№ <адрес> являются муниципальной собственностью денного органа местного самоуправления, т.е. городского поселения «Город Завитинск».
Согласно пункту 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, было утверждено Положение о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Город Завитинск» (в редакции постановления главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № действующей в момент возникновения спорных правоотношений) и создана междуведомственная комиссия в составе 11 человек, в которую были включены 6 должностных лиц администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, 2 должностных лица администрации Завитинского района Амурской области, представитель отделения НД по Завитинскому району ОГПН ГУ МЧС России по Амурской области, представитель Завитинского производственного участка Амурского филиала ФГУП Ростехинвентаризация Федеральное БТИ, представитель территориального отдела Управления Роспортебнадзора по Амурской области.
Пунктом 3.1 вышеуказанного Положения предусмотрено, что помимо вышеперечисленных лиц в состав комиссии так же включаются представители государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Пунктами 4.4 и 4.5 Положения установлено, что заседание комиссии считается правомочным для принятия решения на заседании не менее 2/3 списочного состава комиссии. Решение принимается простым большинством голосов.
Как следует из заявления Комарова К.С., поданного ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Завитинского района Амурской области, а затем перенаправленного данным должностным лицом в администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области и зарегистрированного последней ДД.ММ.ГГГГ за №, - Комаров К.С. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о признании непригодной для постоянного проживания <адрес>, закрепленной за ним, как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование которого представил техническое заключение независимого эксперта о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Согласно техническому заключению о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>, составленного ИП ФИО18, имеющей допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к работе по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений; последняя выявив, что:
- отмостка вокруг здания разрушена, цокальная часть стен и фундаменты не защищены от ливневых и талых вод, имеются признаки переувлажнения фундамента, дефекты кладки и деформации, балки цокольного перекрытия имеют прогибы;
- на наружных и внутренних стенах выявлены множественные дефекты: следы намоканий и плесень, отклонения от вертикали;
- конструкции деревянных перекрытий (цокольного, чердачного) имеют деформации и следы намокания и плесени, повсеместно наблюдаются трещины и отслоения штукатурки;
- деревянные стропила крыши имеют следы намокания, прогибы и деформации, кровельное покрытие из АЦВЛ имеет многочисленные сколы и трещины, в связи с чем чердачное помещение переувлажняется. На потолках квартир второго этажа и помещений общего пользования имеются следы многочисленных протечек и сезонных промерзаний. Конструкции крыши (стропила, обрешетка) с деформациями;
- дощатые полы в квартирах имеют значительный уклон, выпучивание и провалы;
- деревянные окна имеют перекосы створок и откосов;
-деревянные двери, имеют перекосы полотен, растрескивание коробок, плесень, отслоение лако-красочного слоя;
- внутренние кирпичные стены квартир и перегородки из-за многочисленных протечек, сезонных промерзаний имеют отслоения отделочных материалов, трещины;
- электропроводка в квартирах из-за общей изношенности, многочисленных ремонтов после коротких замыканий, находится в неудовлетворительном состоянии;
- печи и печные трубы нуждаются в капитальном ремонте;
пришла к выводу, что техническое состояние здания в целом и его отдельных элементов несущих конструкций и ограждающих конструкций - неработоспособное, аварийное; отметка пола жилых помещений выше отметки уровня земли, однако из-за отсутствия отмостки, крылец и вертикальной планировки земельного участка, жилые помещения не защищены от проникновения дождей, талой и грунтовой воды; микроклимат жилых помещений не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10: конструкции стен и перекрытий промерзают, намокают, что создает благоприятные условия для возникновения плесени; температурно-влажностный режим в жилых помещениях не соответствует требованиям и нормам СП54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», СанПин 2.1.2.2645-120 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; состояние жилых помещений не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; несущие конструкции многоквартирного жилого дома находятся в неработоспособном состоянии, в связи с чем многоквартирный жилой дом не пригоден к постоянному проживанию граждан в квартирах №, проживание в данном доме угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в квартирах №, многоквартирный жилой дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
Согласно акту обследования <адрес> многоквартирном жилом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссии, созданной постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в составе 8 человек, на основании заявления Комарова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, было произведено обследование данного помещения, в ходе которого последняя, установив путем визуального осмотра, что в жилом помещении наблюдается отпадение штукатурного слоя и трещины, стены ровные искривлений не имеют, оконные переплеты окрашены и находятся в хорошем состоянии, полы дощатые, не имеют прогибов и просадок, электропроводка в исправном состоянии, отопление печное в рабочем состоянии и что в данной квартире длительное время не проводился косметический ремонт, пришла к выводу, что жилое помещение № в жилом многоквартирном <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.
По результатам данного акта обследования межведомственная комиссия в составе 8 человек, приняла заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требованиям жилого помещения № в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> предъявляемым к жилому помещению, и пригодным его для проживания.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии проверке подлежат как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Несмотря на то что, заключение о признании <адрес> пригодной для постоянного проживания в соответствии с п.4.4 и 4.5 Положения, утвержденного Постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Город Завитинск», было принято 2/3 списочного состава межведомственной комиссии, суд, принимая во внимание, что межведомственная комиссия в нарушение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и Положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Город Завитинск», утвержденного постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, не рассмотрела прилагаемого к заявлению Комарова К.С. технического заключения о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>, не определила перечня дополнительных документов необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положениях требованиям, не привлекла представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, провела только визуальный осмотр <адрес>, без оценки соответствия проверяемого жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций, соблюдения норм пожарной безопасности, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, по результатам которого без ссылки на нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан сделала вывод о признании жилого помещения соответствующим установленным в Положениях требованиям, приходит к выводу, заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое с нарушением порядка принятия данного заключения и содержащего выводы без ссылки на какие-либо нормативные правовые акты их подтверждающие, является незаконным и необоснованным.
При данных обстоятельствах уточненные исковые требования прокурора Завитинского района заявленные в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комарова К.С. о признании заключения межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> незаконным и необоснованным подлежит удовлетворению.
С учетом правовой позиции изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, согласно которой удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа, суд принимая во внимание, поскольку заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> было признано незаконным и необоснованным, то уточненные исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области, заявленные в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комарова К.С. о возложении на межведомственную комиссию администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области обязанности в течение трех месяцев провести обследование <адрес> подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, на основании чего, суд приходит к выводу, что администрация городского поселения «Город Завитинск» Амурской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комарова Константина Сергеевича к межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области о признании заключения межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> незаконным и необоснованным, а также возложении на межведомственную комиссию администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> обязанности в течение трех месяцев провести обследование <адрес> - удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № по жилому помещению № <адрес> незаконным и необоснованным,
Обязать межведомственную комиссию администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, действующую на основании постановления главы городского поселения «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение трех месяцев провести оценку соответствия жилого помещения - <адрес> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Завитинского района Амурской области в интересах лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комарова Константина Сергеевича к администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 25 октября 2017 года.
Председательствующий судья Щукина Г.Д.