АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Дышлового И.В., Важениной Н.С.,
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш.Г.И. к Военному комиссариату Приморского края по городу Уссурийску о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, по апелляционной жалобе Военного комиссариата Приморского края по городу Уссурийску на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 12 сентября 2016 года, которым за Ш.Г.И. признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
На Военный комиссариат Приморского края по городу Уссурийску возложена обязанность назначить Ш.Г.И. — супруге К.В.А., умершего 29.10.2015, пенсию по случаю потери кормильца с 12.07.2016.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Приморского края по городу Уссурийску – Горбатюк Е.Т., судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с названным иском к ответчику, указав, что состояла в браке с К.В.А., который являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в размере 26 596 руб. К.В.А. умер 29.10.2015 года, на момент его смерти она являлась пенсионером в возрасте 63 лет. 12.07.2016 года она обратилась к ответчику с вопросом о назначении ей пенсии, однако вопрос по существу не разрешен. Просила признать за ней право на пенсию по потери кормильца и обязать ответчика назначить ей пенсию по потери кормильца.
В судебном заседании Ш.Г.И. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Горбатюк Е.Т. оставила решение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное решение, с которым ответчик не согласился, им принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального и процессуального права (пункты 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что Ш.Г.И. состояла в зарегистрированном браке с К.В.А. с 30.09.2005 (л.д. 9).
К.В.А. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в размере 26 596 руб.
Из представленного в материалы дела свидетельства о смерти следует, что 29.10.2015 К.В.А. умер (л.д. 10).
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что из представленных Ш.Г.И. документов усматривается факт нахождения её на иждивении у супруга К.В.А. на момент его смерти, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, что повлекло вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно положениям статьи 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
В силу ст. 29 указанного Закона РФ право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи считаются, в частности, отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В ст. 31 указанного выше Закона РФ определено, что члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В силу статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Из содержания статей 53 и 54 приведенного Закона следует, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
Таким образом, закон связывает возникновение права на пенсию как с наличием объективных условий для назначения пенсии, так и с личным заявлением гражданина о назначении пенсии.
Однако из материалов дела следует, что истец с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в Военный комиссариат Приморского края не обращалась. Отказ в назначении пенсии по потере кормильца в отношении Ш.Г.И. не выносился, следовательно, отсутствует предмет спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 12 сентября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ш.Г.И. к Военному комиссариату Приморского края по городу Уссурийску о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Председательствующий
Судьи