....
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2018 г. г. Челябинск
Челябинский гарнизонный военный суд под председательством заместителя председателя суда – Тумашова А.Ю., при секретаре Патраковой А.С., с участием: старшего помощника военного прокурора Челябинского гарнизона – Батанова А.О., административного истца Каримова М.Р. и его представителя Коломыцина М.В., заинтересованного лица (на стороне административного истца) Каримовой Е.В., действующей за себя и в качестве законного представителя несовершеннолетнего П., представителя административного ответчика – Великосельского В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-240/2018 по административному иску военнослужащего по контракту войсковой части 6777 мичмана Каримова Михаила Раисовича к жилищной комиссии войсковой части 6777 об оспаривании решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Каримов М.Р. обратился в военный суд с административным иском к жилищной комиссии войсковой части 6777 об оспаривании решения от 26.10.2018 (протокол № 10-18) данного жилищного органа об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.
В обоснование своего иска Каримов М.Р. указал, что проходит военную службу по контракту (первый контракт заключен в 1994 году) в войсковой части 6777 в звании мичмана. 10.10.2018 обратился в жилищную комиссию войсковой части 6777 с рапортом о признании его с составом семьи 3 человека нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания. Решением жилищной комиссии от 26.10.2018 отказано в этом по мотиву того, что он ранее обеспечивался от государства по договору приватизации от 12.09.2001 жилым помещением в виде ? доли (54,6 / 2 = 27,3 кв.м.) в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Считает оспариваемое решение незаконным и нарушающим его права на жилищного обеспечение, т.к. жилищной комиссией, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не принято во внимание, что на одного члена его семьи приходится менее учетной нормы жилья в <адрес> (12 кв.м. ? (27,3 / 3 = 9,1 кв.м.)).
Административный истец Каримов М.Р. и его представитель Коломыцин М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно указали, что в силу абз. 16 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащий в случае изменения семейного положения имеет право на улучшение жилищных условий с учетом ранее полученного от государства жилья, в связи с чем жилищная комиссия незаконно отказала истцу в принятии на учет нуждающихся. Ранее жильем от государства в связи с прохождением военной службы истец не обеспечивался. Кроме того, по соглашению от 03.07.2013 между сособственниками произведен раздел в натуре квартиры по адресу: <адрес>, в которой Каримову М.Р. выделена комната № 1 общей площадью 14,2 кв.м., в связи с чем на одного члена его семьи в настоящее время приходится (14,2 / 3) = 4,7 кв.м.
Заинтересованное лицо (на стороне административного истца) – Каримова Е.В., действующая за себя и в качестве законного представителя несовершеннолетнего П. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика - жилищной комиссии войсковой части 6777 - Великосельский В.А. в судебном заседании против иска возражал, считая решение жилищной комиссии законным. В обоснование указал, что поскольку административный истец Каримов М.Р. ранее обеспечивался от государства по договору приватизации от 12.09.2001 жилым помещением - ? доли (54,6 / 2 = 27,3 кв.м.) в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> по установленным на момент обеспечения нормам (9 кв.м. на одного человека), он не имеет права на повторное получение жилья без сдачи указанного. Факт получения ранее от государства жилья не в связи с прохождением военной службы в данном случае правового значения не имеет. Ввиду однократности реализации истцом права на получение жилья от государства, требования п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ к данным правоотношениям неприменимы, т.к. данное право истцом уже использовано и полученное от государства жилье он сдать не может.
Суд, заслушав пояснения административного истца и представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, признает требования административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Каримов М.Р. проходит военную службу по контракту (первый контракт заключен в 1994 году) в войсковой части 6777 в звании мичмана.
10.10.2018 мичман Каримов М.Р. обратился в жилищную комиссию войсковой части 6777 с рапортом о признании его с составом семьи 3 человека (он, супруга Каримова Е.В. и несовершеннолетний сын – П. нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.
Решением жилищной комиссии войсковой части 6777 от 26.10.2018 (протокол №) Каримову М.Р. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ по мотиву того, что ранее он обеспечивался от государства по договору приватизации от 12.09.2001 жилым помещением в виде ? доли (54,6 / 2 = 27,3 кв.м.) в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> сдать данное жилье не может.
Жилым помещением в качестве военнослужащего от государства Каримов М.Р. не обеспечивался, что подтверждается в копиях справками из материалов жилищного дела и не оспаривается сторонами.
Согласно материалов жилищного дела, квартира общей площадью 54,30 кв.м. по адресу: <адрес> была предоставлена по договору № бесплатной передачи квартиры в собственность граждан (приватизации) от 12.09.2001 администрацией г. Озерска в равных долях (по ? доли в праве) в собственность административному иску Каримову М.Р. и его бабушке - Б. Возникновение права собственности зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
03.07.2013 между сособственниками данной квартиры заключено соглашение о выделе из данной квартиры в натуре комнаты № общей площадью 14,2 кв.м. – Каримову М.Р. и комнаты № общей площадью 15,3 кв.м. – Б., в связи с чем 10.07.2013 за Каримовым М.Р. зарегистрировано в индивидуальной собственности жилое помещение - комната № 1 общей площадью 14,2 кв.м., по адресу: <адрес>
Иных жилых помещений в собственности либо на праве пользования у административного истца и членов его семьи не имеется.
Разрешая настоящий спор, суд исходит из следующего.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила признания нуждающимися), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно решению Собрания депутатов Озерского городского округа № 101 от 12.10.2005, учетная норма площади жилых помещений в г. Озерске Челябинской области составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Анализ приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств дела, приводит к выводу о том, что административному истцу незаконно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи 3 человека.
Данный отказ свидетельствует о формальном подходе жилищного органа к разрешению заявления истца о признании нуждающимся в жилом помещении и неправильном применении норм материального права, без анализа обеспеченности общей площадью имеющегося у него жилого помещения исходя, из действующей учетной нормы.
Заложенные жилищным органом в оспариваемое решение правовые основания (абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ) и фактические данные, послужившие причиной отказа в признании истца нуждающимся в жилом помещении несостоятельны, как основанные на неверном понимании норм материального права регулирующих спорные отношения.
Так, позиция жилищного органа об однократности обеспечения истца жилым помещением за счет государства в форме приватизации 12.09.2001 Каримовым М.Р. ? доли (54,6 / 2 = 27,3 кв.м.) в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> невозможности его сдачи, не учитывает то обстоятельство, что с учетом состава семьи истца (3 человека) он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы относительно места жительства (27,3 / 2 = 9,1 кв.м. ? 12 кв.м.), поэтому он, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях в порядке реализации права на улучшение жилищных условий (абз. 16 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Доводы, заложенные в оспариваемое решение, об однократности обеспечения военнослужащего жильем от государства со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 02.09.2017 № 1950-О без выяснения обстоятельств обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи относительно критерия учетной нормы, основаны на неверном понимании приведенных норм материального права, регулирующих вопросы признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
Кроме того, решение Конституционного Суда РФ в форме указанного определения не является источником права и не может служить основанием для принятия жилищным органом незаконного решения подрывающего доверие граждан к принципу законности функционирования органов государственной власти.
При таких обстоятельствах, суд признает требование административного иска обоснованным и подлежащим полному удовлетворению с признанием оспариваемого решения жилищной комиссии незаконным и возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
административный иск Каримова Михаила Раисовича к жилищной комиссии войсковой части 6777 об оспаривании решения от 26 октября 2018 г. (протокол № 10-18) об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания – удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6777 от 26 октября 2018 г. (протокол № 10-18) об отказе Каримову Михаилу Раисовичу в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.
Обязать жилищную комиссию войсковой части 6777 устранить допущенные нарушения – в течении одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу отменить названное решение жилищной комиссии войсковой части 6777 и повторно рассмотреть вопрос по заявлению Каримова Михаила Раисовича от 10 октября 2018 г. о признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи 3 человека.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Уральский окружной военный суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Челябинский гарнизонный военный суд.
Председательствующий: п/п А.Ю.Тумашов
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....