86RS0002-01-2019-001800-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 годаг.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
при секретаре Гах А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2410/2019 по иску Ющенко А. Р. к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из списка участников подпрограммыи обязании восстановить в списке участников,
УСТАНОВИЛ:
Ющенко А.Р. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что на основании заявлений была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в двух подпрограммах: № 2 «Доступное жилье молодым» и № 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры. Решением ответчика от <дата> она исключена из Единого списка участников подпрограммы № 4. Причиной принятия такого решения явился факт предоставлению ею недостоверных сведений. Указанное решение ответчика считает незаконным, т.к. реализация права на меры государственной поддержки не может зависеть от отсутствия и получения впоследствии сведений ответчиком о наличии в собственности у нее квартиры, которая была приобретена её родителям в 2011 году с их, присланных с Казахстана, денежных средств, после принятии гражданства РФ и получения документов и паспорта квартиру сразу переоформили на её маму ФИО Просит признать незаконным решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении ее из списка участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на периоды до 2015г. и обязать ответчика восстановить ее в списке участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 и на периоды до 2015г.».
Истец Ющенко А.Р. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Татаренко А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», были приняты подпрограммы «Доступное жилье молодым» (либо - подпрограмма 2) и «Ипотечное жилищное кредитование» (либо – подпрограмма № 4»).
Согласно ч. 3 ст. 9 названного Закона, участниками подпрограммы 2 являются: 1)молодые семьи, имеющие детей; 2) молодые семьи, в которых оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов местного самоуправления, расположенных на территории автономного округа; 3) молодые специалисты.
Согласно ч. 3 ст. 17 названного Закона, участниками подпрограммы 4 являются следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа: 1) участники подпрограмм 1 - 3; молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 3) молодые специалисты, возраст которых не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, работающие в государственных и (или) муниципальных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса на территории автономного округа. В рамках данной подпрограммы молодым специалистом считается выпускник учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования после получения диплома (иного документа), не состоящий в браке, впервые вступивший в трудовые отношения и заключивший трудовой договор, а в случае призыва на срочную военную службу в армию - после службы в армии. Работа в государственных и (или) муниципальных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса должна быть основной; 4) государственные гражданские служащие автономного округа, работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется из средств бюджета автономного округа и (или) бюджетов муниципальных образований автономного округа, работники государственных учреждений автономного округа, муниципальные служащие автономного округа, работники муниципальных учреждений автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 5) граждане - участники федеральных целевых программ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и граждане, получающие меры государственной поддержки из федерального бюджета на улучшение жилищных условий; 7) иные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и желающие приобрести жилые помещения в собственность.
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» также регулировалось в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» (далее –Порядок №67-п).
Согласно п.1 ст.2 Порядка участие в подпрограмме носит добровольный характер. Соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно. Данное положение означает, что гражданин, перед обращением с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках Порядка, ознакомился с законодательством, выбрал категорию, по которой он имеет право обратиться за государственной поддержкой и согласен со всеми условиями, содержащимися в нормативно-правовом акте.
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» также регулировалось в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08февраля 2006 года № 23-п «О порядке реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» (далее –Порядок № 23-п).
23.12.2010 Правительством ХМАО-Югры было принято Постановление № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года».
Кроме того на момент возникновения спорных правоотношений действовал порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (утвержденной Постановлением правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п).
01.01.2014 Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2011 № 368-п и Постановление Правительства ХМАО-Югры от 18.04.2011 № 108-п утратили силу в связи с принятием государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п. Данной программой было предусмотрено мероприятие - «Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31.12.2013 участниками подпрограмм»,предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность молодым семьям, вставшим на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым» в соответствии с постановлениями Правительства ХМАО-Югры № 368-п от 23.12.2010 и № 108-п от 18.04.2011.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления Ющенко Е.В. и Ющенко А.Р. от <дата>, последние признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»,кроме этого они поставлены на учет для получения субсидии на имеющихся детей по подпрограмме «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
Вместе с тем, на основании заявления Ющенко от <дата> ОАО «Ипотечное Агентство Югры» приняло у последних документы для постановки на учет в целях подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». В заявлениях Ющенко указывали, что жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов Российской Федерации они не имеют, представленные ими информация и документы являются правдивыми и полными, так же указывали, что не возражают против проверки сообщенных ими сведений.
Ющенко А.Р. и Ющенко Е.В. в свою очередь обязались незамедлительно уведомить ОАО «Ипотечное агентство Югры» в случае изменения указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений.
Свидетельством о государственной регистрации права от <дата> подтверждается, что Ющенко Е.В. и Ющенко А.Р. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: ХМАО – Югра, <адрес>
<дата> между ОАО «Банк Уралсиб» и Ющенко Е.В., Ющенко А.Р., заключен кредитный договор №, по условиям которого банк предоставил заемщику денежные средства в размере 750000 рублей для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <адрес>
Вышеуказанная трехкомнатная квартира приобретена по договору купли-продажи от <дата> в общую совместную собственность Ющенко Е.В. и Ющенко А.Р.
<дата> между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Банк Уралсиб», Ющенко Е.В. и Ющенко А.Р. заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки. По условиям указанного соглашения ОАО «Ипотечное Агентство Югры» предоставляет государственную поддержку участнику в форме компенсации, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по кредитному договору № от <дата>, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения в течение 120 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участников в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением (п. 1.2).
Решением Нижневартовскогорайонного суда от <дата> с ответчиков солидарно в пользу ОАО «Уралсиб» была взыскана задолженность по кредитному договору № от <дата> в размере 707 400,38 рублей и обращено взыскание на заложенное имущество – <адрес>, также взысканы расходы на оплату госпошлины. Данное решение вступило в законную силу.
Решением Нижневартовского районного суда от <дата> семья Ющенко признана утратившими право пользования квартирой <адрес> ХМАО –Югры и подлежит выселению из данной квартиры.
<дата> от Ющенко А.Р. в адрес ответчика поступили заявления об исключении из состава семьи Ющенко Е.В., поскольку брак с ним расторгнут <дата>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от <дата>, и о включении в состав семьи, на который будет производится расчет и выплата субсидии, сына ФИО, <дата> года рождения.
Письмом от <дата> ответчик на заявление истца от <дата> сообщил последней, что поскольку решением Нижневартовского районного суда от <дата> принято решение о взыскании с ее семьи задолженности за квартиру, приобретенную по адресу <адрес> сумма выплаченной им компенсации процентной ставки по кредитному договору по программе 4 «Ипотечное жилищное кредитование» подлежит возврату. Поскольку отчуждение произошло по независящим от них обстоятельствам, считает возможным рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии по программе 2 в порядке и на условиях подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым».
<дата> ответчик вручил Ющенко А.Р. уведомление о возникновении права (с <дата>) на получение субсидии в текущем финансовом году в соответствии с п.2 ст. 11 Порядка реализации целевой программы, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» по подпрограмме «Молодая семья (имеющая детей» целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».Для предоставления субсидии семье Ющенко необходимо было в течение 90 календарных дней предоставить в Агентство пакет документов, предусмотренный п.3 ст. 11 Порядка реализации целевой программы, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
В силу пп.1.6 п. 1 ст. 9 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п, основанием для исключения из Единого списка участников подпрограммы является в т.ч. изменение условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
Ст. 3 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществлялось в том числе, если граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения были обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
Согласно п.3.6 Порядка № 67-п в предоставлении субсидии отказывается в случаях: 1) отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии).
В соответствии с п. 2.12 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2006 № 67-п «О Порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из Единого списка в т.ч. в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с настоящим Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий)
При обращении Ющенко А.Р. <дата> к ответчику, ею дополнительно сообщено, что помимо квартиры, на которую было обращено взыскание, ею также в 2011 г. приобреталось жилое помещение для родителей, единоличным собственником данной квартиры являлась Ющенко А.Р.
Как установлено судом,ответчиком с целью проверки предоставленных истцом сведений в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографиибыли запрошены сведения, из которых было установлено, что в период с <дата> по дата Ющенко А.Р. являлась собственникомжилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <адрес>, общей площадью 67,3 кв.м. Данная квартира была приобретена по договору купли-продажи у гр-на ФИО за 500000 руб.
Несостоятельной является ссылка истца в обоснование заявленных требований на тот факт, что указанная квартира была приобретена для её родителей и на их средства, впоследствии переоформлена на её мать, поскольку, как следует из представленного договора купли-продажи от <дата> и передаточного акта указанная квартира приобреталась в собственность Ющенко А.Р., при этом истцом, вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, явно свидетельствующих, что данная квартира приобреталась по поручению родителей истца и за их счет.
Ссылка истца на договор купли-продажи от <дата>, согласно которому родители истца продали квартиру в <адрес>, и сберегательную книжку истца, где указано, что она получила <дата> денежные средства в сумме 478212 руб., по мнению суда, несостоятельная, поскольку данная денежная сумма меньше стоимости приобретенной истцом квартиры, а также не доказано, что именно вырученные с продажи квартиры в <адрес> денежные средства потрачены на покупку квартиры в <адрес>.
Напротив, материалами дела подтверждается, что указанное жилое помещение впоследствии было продано истцом её матери ФИО, которая оплатила истцу за данное жилое помещение 500000 руб. (следует из передаточного акта от <дата>).
В силу пункта 2 статьи 8.1ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истцом <дата> была приобретена квартира (по адресу ХМАО – Югра, <адрес>)общей площадью 67,3 кв.м. и на одного члена семьи Ющенко приходилось 16,83 кв.м. (67,3 кв.м./4 человека), соответственно нуждаемость в улучшении жилищных условий, отсутствовала. При этом, о приобретении данной квартиры истец ни ответчика, ниОАО «Ипотечное агентство Югры» незамедлительно не уведомила, сообщила о приобретении квартиры только в 2018 году.
Таким образом, при данных обстоятельствах истец вместе со своей семьей подлежала исключению из Единого списка участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительством ХМАО-Югры 23.12.2010 № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года», поскольку изменились условия, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Ипотечного агентства об исключении семьи Ющенко из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 года», соответствует требованиям закона, в связи с чем, исковые требования Ющенко А.Р.являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░