Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1906/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фрегат» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Фрегат» по доверенности Воронина Д.А.,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Фрегат» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 309 054 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что является арендатором названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Воронин Д.А. поддержал исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация г.о. Тольятти, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти представили письменные отзывы.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Фрегат» требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазин, расположенном по адресу ориентира: <адрес>.
Вышеуказанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка № 2349 от 17 декабря 2002 г., договора о перенайме земельного участка от 01.02.2016 года принадлежит на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью «Фрегат».
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена по состоянию на 25 ноября 2013 года в соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 года в размере 4 458 033 рублей 84 копейки.
Считая кадастровую стоимость завышенной, общество 28 сентября 2018 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Решением комиссии от 24 октября 2018 года № заявление общества было отклонено.
После этого, считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований общество представило отчет об оценке рыночной стоимости № 2018.09-36, выполненный 24 сентября 2018 года оценщиками общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий» ФИО1.
Данным отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 309 054 рубля.
Изучив представленный отчет об оценке, суд отмечает, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена оценщиком с учетом стандартов и принципов оценочной деятельности. Описание объекта оценки произведено на основании документов, представленных заказчиком оценки.
В качестве сегмента рынка оценщиком определен сегмент рынка земельных участков коммерческого назначения в Автозаводском районе г. Тольятти Самарской области.
Для расчета стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. От применения доходного и затратного подходов оценщик мотивированно отказался.
При анализе рынка земельных участков оценщик выявил влияние на стоимость земельных участков таких факторов, как площадь, обеспечение коммуникациями, окружающая застройка, расположение относительно транспортных магистралей. Влияние договоров и проектов на стоимость земельного участка оценщиком не выявлена.
В качестве объектов-аналогов оценщик выбрал 5 земельных участков коммерческого назначения, расположенных в г. Тольятти, сопоставимых с объектом оценки по ценообразующим факторам /назначению, условиям продаж, транспортной доступности, площади, местоположению, наличию идентичных коммуникаций/.
Сравнив исследуемый объект с объектами аналогами по основным элементам сравнения, оценщик применил корректировку на торг, на транспортную доступность, на площадь и пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельного участка составила 1 309 054 рубля.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения дела сторонами не приведено замечаний к отчету об оценке, не представлено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной их рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 309 054 рубля.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 28 сентября 2018 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общество с ограниченной ответственностью «Фрегат» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м.,, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 309 054 рубля.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Фрегат» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 28 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина