РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Курганове Д.Г.,
с участием представителя ответчика администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Бушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2792/2016 по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Тула, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании недвижимой вещи бесхозяйной, обязании поставить объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,
установил:
прокурор города Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы о признании недвижимой вещи бесхозяйной, обязании поставить объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об учете муниципальной собственности, прокуратурой города Тулы установлено, что водонапорная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, не имеет собственника, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра муниципального имущества от 18.11.2016.
По данным территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, многоквартирный дом <адрес> в реестре федерального имущества Тульской области не числится. Указанная водонапорная насосная станция выявлена в качестве бесхозяйного имущества, должна быть оформлена в муниципальную собственность и передана на обслуживание уполномоченным организациям.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования город Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по тульской области, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водонапорную насосную станцию, расположенную по адресу: <адрес>.
Помощник прокурора г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Представитель администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Бушин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав на то, что действующим законодательством не установлены сроки, в течение которых органы местного самоуправления обязаны совершить действия, направленные на постановку объектов недвижимости в качестве бесхозяйного имущества.
Выслушав объяснения представителя ответчика администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Бушина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статьями 209, 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность - решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов - местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статьей 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения;, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Прядок признания вещи бесхозяйной или признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен процессуальным законом.
В соответствии со статьей 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся сведениях соответствующие организации.
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом с участием заинтересованных лиц.
В связи с этим, частью 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена, в частности, обязанность органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, и заявляющего требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, указать в заявлении доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника.
В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования г. Тула расположен объект недвижимого имущества: водонапорная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная водонапорная насосная станция выявлена в качестве бесхозяйного имущества, в связи с чем должна быть оформлена в муниципальную собственность и передана на обслуживание уполномоченным организациям.
По данным территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, многоквартирный дом <адрес> в реестре федерального имущества Тульской области не числится.
Таким образом, администрацией муниципального образования г. Тула, комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в нарушение требований действующего законодательства не выполняется обязанность по учету бесхозяйной недвижимой вещи, что влечет за собой невозможность осуществления контроля в отношении указанного объекта недвижимости, препятствует реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, а также установлению охранных зон, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством в отношении водопроводной насосной станции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в указанной части является незаконным, в связи с чем исковое заявление прокурора города Тулы к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования города Тулы об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество подлежит удовлетворению.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
В этой связи, суд полагает, что исполнение возложенной на ответчиков обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи должно быть осуществлено в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяя срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц, суд учитывает тот факт, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в такое решение, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходных обязательств.
С учетом изложенного суд полагает, что установленные сроки с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав неопределенного круга лиц, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Тула, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы об обязании поставить объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи удовлетворить.
Признать водонапорную станцию, расположенную по адресу: <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью.
Обязать администрацию муниципального образования города Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы произвести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу действия, необходимые для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорной насосной станции, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий