ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 3-15/2019
15 января 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
с участием представителя административного истца ООО «РегионСтройКонтракт» – Вайнштейн Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «РегионСтройКонтракт» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «РегионСтройКонтракт» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником: нежилого помещения с кадастровым номером №..., ...; нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей ...; нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей площадью ....
Кроме того административный истец является сособственником нежилого помещения (доля в праве 5258/8089) с кадастровым номером №..., общей .... Также сособственником данного нежилого помещения является заинтересованное лицо по делу ООО «Юнион-Проперти» (доля в праве 2831/8089).
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... определена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан №496 от 24 ноября 2015 года по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ООО «Уфимское городское агентство оценки и судебной экспертизы» от 05 июля 2018 года установлено, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 18 сентября 2018 года заявление ООО «РегионСтройКонтракт» было отклонено.
Административный истец, являясь собственником вышеназванных объектов недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество организаций подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что является существенным нарушением прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 01 января 2015 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей ..., равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей ..., равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей ..., равной его рыночной стоимости в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «РегионСтройКонтракт» - Вайнштейн Е.С., действующая по доверенности от 20 июня 2018 года, просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в размерах, установленных экспертным заключением.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ООО Юнион-Проперти» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года №141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 вышеприведенного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Установлено, что административный истец ООО «РегионСтройКонтракт» является собственником объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером №..., ...; нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей площадью ...; нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 октября 2018 года.
Кроме того ООО «РегионСтройКонтракт» является сособственником нежилого помещения (доля в праве 5258/8089) с кадастровым номером №..., .... Также сособственником данного нежилого помещения является заинтересованное лицо по делу ООО «Юнион-Проперти» (доля в праве 2831/8089), что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 октября 2018 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 октября 2018 года, 01 ноября 2018 года: кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере ... рублей.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО «Уфимское городское агентство оценки и судебной экспертизы» от 05 июля 2018 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года: рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... составляет ... рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №... составляет ... рублей.
29 августа 2018 года ООО «РегионСтройКонтракт» было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии №1010 от 18 сентября 2018 года заявление ООО «РегионСтройКонтракт» отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «РОСТ-Консалт».
Согласно заключению эксперта ООО «РОСТ-Консалт» Варисова С.М. №64/11-2018 от 13 декабря 2018 года рыночная стоимость объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.; нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.; нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.; нежилого помещения с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет ... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «РОСТ-Консалт» Варисовым С.М., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как их собственника, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе вышеуказанное экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ООО «РегионСтройКонтракт» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., общей ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №..., ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере ... руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 29 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова