УИД 37RS0005-01-2023-001562-58
РЕШЕНИЕ
город Иваново 19 октября 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Иваново Кошелев А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г. Иваново (г. Иваново, ул. Станко, д. 7), с участием защитника ООО «Крайтекс-Ресурс» Федорова Д.В., заместителя главного государственного инспектора г.о. Иваново по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ивановской области Эсатова О.А., начальника ОНД и ПР (г.о. Кохмы Ивановского и Лежневского района) управления надзорной деятельности и профилактической работы – главного государственного инспектора г.о. Кохма Ивановского и Лежневского районов по пожарному надзору Павлова Р.А.,
жалобу ООО «Крайтекс-Ресурс», на постановление заместителя главного государственного инспектора г.о. Иваново по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ивановской области Эсатова О.А. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении ООО «Крайтекс-Ресурс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.о. Иваново по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ивановской области Эсатова О.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Крайтекс-Ресурс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
С приведенным постановлением не согласилось ООО «Крайтекс-Ресурс», направив жалобу в суд, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
По мнению ООО «Крайтекс-Ресурс» оспариваемое постановление является не мотивированным и необоснованным, в силу следующего.
Установленные в ходе проведенной Главным управлением МЧС России по Ивановской области проверки нарушения требований пожарной безопасности в отношении не эксплуатируемого ООО «Крайтекс-Ресурс» объекта не образует состав ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку требования ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 22 июля 2008 г. № ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на него не распространяются.
Также, по мнению подателя жалобы, совокупность обстоятельств правонарушения свидетельствует о малозначительности деяния, поскольку здание расположенное по адресу: <адрес>, литер № на момент проверки ООО «Крайтекс-Ресурс» не эксплуатировалось, в связи с чем негативные последствия деяния обществом устранены.
Кроме того ООО «Крайтекс-Ресурс» указывает, что ранее общество к административной ответственности не привлекалось, является субъектом малого предпринимательства в связи с чем административное наказание в виде штрафа в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ подлежало замене на предупреждение.
В ходе рассмотрения дела защитник ООО «Крайтекс-Ресурс» Федоров Д.В. поддержал требования жалобы по изложенным в ней доводам, дополнительно отметив, что на момент проверки здание было обесточено и не отапливалось.
Заместитель главного государственного инспектора г.о. Иваново по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ивановской области Эсатов О.А., просил оставить заявленную жалобу без удовлетворения, по доводам письменного отзыва.
Допрошенный в судебном заседании начальник ОНД и ПР (г.о. Кохмы Ивановского и Лежневского района) управления надзорной деятельности и профилактической работы – главного государственного инспектора г.о. Кохма Ивановского и Лежневского районов по пожарному надзору Павлов Р.А. (лицо, составившее протокол об административном правонарушении), пояснил суду, что все выявленные в ходе осмотра нарушения требований пожарной безопасности были зафиксированы им в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а также зафиксированы фотосъемкой. Кроме того, выявленные нарушения носят длящийся характер, поскольку ранее нашли свое отражение в материалах уголовного дела №.
В судебном заседании защитнику Федорову Д.В. разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, отводов не заявлено.
В судебное заседание, назначенное на 19 октября 2023 г. заместитель главного государственного инспектора г.о. Иваново по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ивановской области Эсатов О.А., начальник ОНД и ПР (г.о. Кохмы Ивановского и Лежневского района) управления надзорной деятельности и профилактической работы – главного государственного инспектора г.о. Кохма Ивановского и Лежневского районов по пожарному надзору Павлов Р.А. не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Доводы жалобы проверяются судом на основании материалов дела об административном правонарушении и дополнительно представленных сведений. При этом, согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Главным управлением МЧС России по Ивановской области была проведена проверка ООО «Крайтекс-Ресурс», в ходе которой были выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
- не обозначены указателями направление движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что является нарушением п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- руководителем организации не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, что является нарушением п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- руководителем организации не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения, что является нарушением п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- помещения здания не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ч.1 ст.6, ст. 5, ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 № ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 17 табл. 2 раздела 7 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
- помещения здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации что является нарушением ч.1 ст.6, ст. 5, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 48. табл. З и. 4.8 Свода Правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной зашиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».
- светильники в помещениях эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильников что является нарушением п.п. «в» п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, что является нарушением 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- здание производственного назначения дополнительно не оснащено передвижными огнетушителями по нормам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, что является нарушением п. 406 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- на объекте защиты лица допускаются к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (не проведены вводный, первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой противопожарный инструктажи), что является нарушением п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; приложение 1, п. 6. п. 7, п. 12, п. 14, п. 16, п. 17, п. 18 Порядка, видов, сроков обучения лиц осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806.
- не назначено приказом по предприятию или организации лицо, прошедшее в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей, и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей, что является нарушением cт. 5, ст. 6. ст. 60 Федерального закона от 22.07.2008 № ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3 Свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;
- инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не исходя из специфики пожарной опасности здания и помещений, что является нарушением п.п. 2, п. 392 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- не определен порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности, что является нарушением п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 04.07.2023 №59, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ; протоколом осмотра от 26.06.2023; актом внеплановой выездной проверки от 04.07.2023; фотоматериалами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о совершении ООО «Крайтекс-Ресурс» административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что размер административного штрафа, должностным лицом установлен ниже минимального предела, установленного законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение совершенное юридическим лицом при наличии отягчающих ответственность обстоятельств (факт пожара 03.04.2023 г. в результате которого погиб человек, длительное нарушение требований пожарной безопасности) в отсутствие смягчающих обстоятельств.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по общему правилу административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа, в частности для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.3 означенной статьи).
Поскольку административное наказание должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление назначено ниже минимального предела, установленного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ при его совершении юридическим лицом суд приходит к выводу, что в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении должностным лицом были допущены существенные нарушения приведенных требований КоАП РФ, что не позволило обеспечить справедливость и соразмерность при назначении административного наказания ООО «Крайтекс-Ресурс».
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Приведенные нарушения требований ст. 24.1, ст. 26.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются судом как существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении с возвращением дела на новое рассмотрение.
Установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной для данной категории дел не истек.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 19 ░░░░ 2023 ░. № 21, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░