Дело № 2а-582/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при помощнике Литвиненко Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Молодцовой Франсуазы Владимировны к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления о несоответствии возведенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложении обязанности по устранению нарушений, с участием заинтересованного лица ООО «Лукойл – Калининградморнефть»
УСТАНОВИЛ:
Молодцова Ф.В. обратилась в суд с указанным выше иском, которым просила признать незаконным уведомление от 22 октября 2019 года за № № о несоответствии построенного на земельном участке с кадастровым номером № объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности; обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление Молодцовой Ф.В. об окончании строительства, зарегистрированное за № № от 14 октября 2019 года. В обосновании заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес > На основании выданного администрацией разрешения, на указанном участке истцом был возведен индивидуальный жилой дом. По окончанию строительства дома, истец обратился в администрацию за получением соответствующего уведомления. В ответ на данное обращение, администрацией было составлено и направлено в адрес истца уведомление о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на расположение земельного участка в границах санитарно – защитной зоны нефтяной скважины. С содержанием оспариваемого уведомления в указанной части административный истец не согласен, полагая, что изложенная в уведомлении информация ничем не подтверждена, доказательств тому администрацией не представлено. Считает, что отказ администрации нарушает права административного истца по распоряжению имуществом, собственником которого он является. По указанным основаниям и доводам просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании административный истец Молодцова Ф.В. требования иска поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Скрябнев В.Л. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении иска, дополнительно пояснив суду, что на момент принятия оспариваемого уведомления администрация руководствовалась правилами землепользования и застройки данной территории, сведениями информационной системы градостроительной деятельности (ИСГД). Какими – либо документами об установлении санитарно - защитной зоны нефтяной скважины администрация не располагает.
Представитель заинтересованного лица ООО «Лукойл – Калининградморнефть» - Канищев А.В. с иском не согласился, полагая уведомление о несоответствии построенного на земельном участке с кадастровым номером № объекта индивидуального жилищного строительства законным и по содержанию соответствующим положениям действующего законодательства, принятым в рамках предоставленных администрации полномочий. Дополнительно пояснил суду, что земельный участок истца расположен в границах горного отвода <адрес > нефтяного месторождения и соответственно имеет ряд ограничений, при которых запрещено использовать такой участок для жилищного строительства: участок полностью расположен в границах наименьших расстояний от устья ликвидированной скважины № № на расстоянии 114 метров при определенных нормах и правилах в 150 м, скважина № № относится к категории АН – повышенной взрывопожароопасности и в случае необходимости может быть восстановлена до рабочего состояния; также участок полностью находится в границах ориентировочной санитарной-защитной зоны (СЗЗ) от объектов по добыче нефти третьего класса, составляющей 300 метров (скважины № №). При указанных условиях запрещается возведение жилого дома и использование участка истца для жилищного строительства.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес > Участок приобретен в 2012 году по договору передачи участка в собственность № №, право собственности Молодцовой В.В. на участок зарегистрировано в ЕГРН 29 августа 2012 года. На основании выданного администрацией разрешения на строительство за № № на указанном выше участке истцом проведены работы по строительству жилого дома.
По окончанию строительства объекта 14 октября 2019 года истцом было инициировано обращение в администрацию Гурьевского городского округа (вход. № №) об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
21 октября 2019 года администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес истца уведомление за № № о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на расположение земельного участка в границах санитарно - защитной зоны нефтяной скважины. При этом, как пояснил в процессе представитель административного ответчика при составлении оспариваемого уведомления администрация руководствовалась картой зон с особыми условиями использования территории генерального плана Гурьевского городского округа.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен в п. 6 указанной выше статьи: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ; несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Отказывая истцу в выдаче соответствующего уведомления о соответствии построенного объекта, административный ответчик ссылается на расположение участка в границах санитарно – защитной зоны нефтяной скважины и руководствуется при этом сведениями информационной системы градостроительной деятельности.
Согласно фрагментам карты зон с особыми условиями использования территории генерального плана Гурьевского городского округа, утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года № № земельный участок истца с кадастровым номером № полностью расположен в границах санитарно – защитной зоны от нефтяной скважины (горный отвод Ладушкинского нефтяного месторождения). На основании выданной в 1992 году лицензии, срок действия которой продлен до 01 декабря 2037 года, заинтересованное лицо ООО «Лукойл – Калининградморнефть» является недропользователем указанного выше месторождения.
Как следует из представленных суду плана и документов на объекты обустройства указанного выше месторождения, участок истца располагается на расстоянии 114,4 метров от устья ликвидированной скважины № № и включен в границы ориентировочной санитарно – защитной зоны, составляющей 300 метров - в зоне наименьших расстояний от пьезометрических скважин под номерами № отображенной на указанном плане. В отношении скважины № № в 1997 году были проведены работы по выводу ее из производственного процесса, включающие в себя извлечение эксплуатационного оборудования, заполнение цементного ствола скважины незамерзающей жидкостью, установку на заглубленном на 2 метра в землю устье скважины бетонной тумбы, составлен акт о сдаче и приемке скважины из капитального и подземного ремонта, утвержден план проведения указанных выше работ. Такое решение было принято в виду достижения нижнего предела дебита, установленного проектом. Остальные скважины под № № являются действующими и находятся в эксплуатации.
Проверяя правомерность обжалуемого истцом отказа администрации Гурьевского городского округа, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 и утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон) СанПиН действуют в части не противоречащей указанным Правилам.
Согласно пункту 3 Правил установления санитарно-защитных зон решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Пунктом 2 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации определено, что на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН). Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).
В соответствии с п. 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Таким образом, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено, что ООО «Лукойл-Калининградморнефть» осуществляет деятельность по пользованию недрами на территории Ладушкинского и Алешкинского нефтяных месторождений. В соответствии с пунктом 7.1.3 СанПиН санитарно-защитная зона от объектов по добыче нефти (класс III) составляет 300 метров.
Вместе с тем, решения об установлении санитарно-защитной зоны для нефтескважин ООО «Лукойл-Калининградморнефть», Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области не выдавались. Соответствующие материалы в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, не направлялись. Таким образом, санитарно-защитная зона для данного объекта не является установленной.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких – либо ограничений относительно расположения участка в санитарно - защитной зоне нефтяной скважины не имеется.
Таким образом, приведенная в оспариваемом уведомлении информация о расположении земельного участка истца в санитарно – защитной зоне нефтяных скважин, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа от 22 октября 2019 года № № о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по доводам, в нем изложенным, является незаконным.
Также следует обратить внимание, что участок истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки, территория квартала, в которой он расположен, застроены индивидуальными жилыми домами, строительство жилого дома осуществлялось Молодцовой Ф.В. на основании выданного администрацией разрешения.
С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца, зарегистрированное за № № от 14 октября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 32 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ № № ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░