Дело № 2-1898/15
Решение
Именем Российской Федерации
26 июня 2015 года г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре – Алибековой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД /Управление Государственного строительного надзора/ о признании возведенного Амирбековым Г.Г. многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке (кадастровый номер 05:40:000069:1049) <адрес>, <адрес> самовольной постройкой и обязании его приостановить строительство объекта капитального строительства,
установил:
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД /Управление Государственного строительного надзора/ обратилось в суд с иском к Амирбекову Г.Г. о признании возведенного многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке (кадастровый номер 05:40:000069:1049) <адрес> самовольной постройкой и обязании его приостановить строительство объекта капитального строительства до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения Объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства.
В обоснование указало, что в результате профилактических мероприятий проводимых Управлением Госстройнадзора (далее управление) Министерства строительства архитектуры и ЖКХ РД, было выявлено строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый номер 05:40:000069:1049).
На основании Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем земельного участка является Амирбеков Гапиз Гапизович. Назначение земельного участка: земли населенных пунктов - под индивидуальное жилое строительство.
На момент проверки установлено, что ведутся работы по устройству каркаса здания на уровне 7-го этажа.
Проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД проверкой в отношении Застройщика по указанному Объекту выявлены следующие недостатки:
Строительство начато без извещения о начале строительства - п. 4.4 СП 48.13330.2011.
Нет разрешения на строительство - п. 4.4 СП 48.13330.2011.
Нет положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации - п. 4.4 СП 48.13330.2011.
Нет исполнительной документации - п. 6.13 СП 48.13330.2011.
Строительные работы осуществляются без свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта-п. 5.3 СП 48.13330.2011.
Допущенные Застройщиком при строительстве Объекта отклонения от требований строительных норм и правил указанные в акте проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Без устранения нарушений градостроительного законодательства выявленных в ходе проверки, строительные работы по вышеуказанному объекту возобновлены застройщиком с ноября 2013г. Ведутся строительно-монтажные работы на уровне 10-го этажа. В силу п. 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее «Кодекса»): «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
Согласно п.2 ст.51 «Кодекса» строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.
Выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется застройщиком в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса», а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Между тем, в силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами».
Далее, в силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов...». В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)».
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией».
В силу ч. 2 ст. 49 Кодекса: «Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 337-ФЗ)
отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования
(жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования».
Между тем, Амирбековым Г.Г. не разработана проектная документация на строительство Объекта, не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Продолжение строительства и последующая эксплуатация многоэтажного жилого дома, возводимого без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без разрешения на строительство выше 3-го этажа, создают оговорённую законом опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан.
Соответствующие изменения, касающиеся вида разрешенного использования, оформляются внесением изменений в Федеральный земельный кадастр, а собственнику земельного участка выдаётся свидетельство о праве на землю с указанием вида разрешенного использования.
Несоблюдение Застройщиком при строительстве указанного Объекта требований Кодекса привело к нарушению градостроительного законодательства РФ выразившегося в ряде отклонений от требований строительных норм и правил.
Представитель истца на основании доверенности Юнусов М.Г. иск поддержал, просил удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик Амирбеков Г.Г. иск не признал, пояснил, что на земельном участке, находящемся в его собственности он построил многоквартирный жилой дом. Решением суда от 26.01.2015г. на самовольное строение признано право собственности. Согласно заключению эксперта строение соответствует СНиП. Им не были получены: положительное заключение Госэкспертизы при Минстрое РД и другие необходимые документы. Раньше для строительства хватало разрешение администрации г. Махачкала.
По этим основаниям в иске просил отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующему;
В силу части 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ «Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 54 от 01.02.2006г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».
Согласно ст. 1065 ГКРФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды (ч. 1).
В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов...».
Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2).
Решением суда от 16 октября 2014г. за Амирбековым Г.Г. признано право собственности на жилой дом из восьми этажей и цокольного этажа. Управлением Госстройнадзора Министерства строительства архитектуры и ЖКХ РД, выявлено производство строительно-монтажных работ на уровне 10-го этажа
Допущенные Застройщиком при строительстве Объекта отклонения от требований строительных норм и правил указанные в акте проверки и подтвержденные в суде создают угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД /Управление Государственного строительного надзора/ удовлетворить.
Признать незаконными строительные работы по возведению Застройщиком - гр. Амирбековым Г.Г. многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке (кадастровый номер 05:40:000069:1049) РД, <адрес>
Признать объект капитального строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома на земельном участке (кадастровый номер 05:40:000069:1049) РД, <адрес> самовольной постройкой и обязать Амирбекова Г.Г. приостановить до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения Объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.