Решение по делу № 2-1325/2015 от 11.03.2015

Дело № 2 - 1325/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«02» апреля 2015 года

Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Уколовой Ж.П.,

при секретаре Немыкиной Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ТАРАСОВОЙ Т.И. к Первому арбитражному апелляционному суду и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасова Т.И. обратилась в суд с иском к Первому арбитражному апелляционному суду и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области о признании права собственности на квартиру <адрес>. В обоснование иска указала, что является судьей Первого арбитражного апелляционного суда. На основании распоряжения Первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ ей как нуждающейся в улучшении жилищных условий предоставлено служебное помещение - ... квартира <адрес>, которая находится в федеральной собственности и передана Первому арбитражному апелляционному суду в оперативное управление. Ею с Первым арбитражным апелляционным судом заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Спорная квартира не была отнесена к специализированному жилищному фонду, статус служебного помещения в установленном порядке за ней не закреплен. Поэтому предоставление ей, как действующему судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по найму в качестве служебного противоречит действующему законодательству РФ, регламентирующему порядок обеспечения судей жильем.

Истец Тарасова Т.И., будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просив рассмотреть дело в её отсутствие, при этом на исковых требованиях настаивала в полном объеме (л.д.41).

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Тарасов С.В. (супруг истца) в судебное заседание не явился, просив рассмотреть дело в его отсутствие и поддержав исковые требования.

Представитель Первого арбитражного апелляционного суда представил отзыв на исковое заявление, просив рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на иск указал, что в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 г.г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012г. №1735-р, Высший Арбитражный суд РФ в 2014 году выделил Первому арбитражному апелляционному суду денежные средства на приобретение жилья судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На выделенные средства суд приобрел .... квартиру общей площадью .... кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, которая зарегистрирована в Управлении Росреестра по Владимирской области у них на праве оперативного управления. Распоряжением председателя суда от ДД.ММ.ГГГГ. указанная квартира выделена судье Тарасовой Т.И. и передана ей во владение и пользование на основании договора найма от от ДД.ММ.ГГГГ. Апелляционный суд не вправе осуществлять передачу в собственность Тарасовой Т.И. спорной квартиры в связи с отсутствием правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, а также отсутствием необходимых полномочий на передачу квартиры в собственность и изменение её статуса (л.д.42-43).

Представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в судебное заседание не явился, просив рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.237). В письменном отзыве на исковые требования указано, что в территориальной базе федерального имущества значится объект недвижимого имущества - квартира <адрес>, который закреплен на праве оперативного управления за Первым арбитражным апелляционным судом. Право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке. ТУ Росимущество по Владимирской области не располагает сведениями о статусе указанного жилого помещения (отнесения к специализированному жилищному фонду), а также сведениями о соглашениях, заключенных между сторонами по делу. До настоящего времени какого-либо правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, не принято. Вместе с тем, отсутствие законодательного регулирования данного вопроса не может являться препятствием для реализации истцом своего права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Передача в собственность Тарасовой Т.И. жилого помещения должна быть осуществлена учреждением, за которым оно закреплено на праве хозяйственного ведения. Согласия собственника квартиры при приватизации не требуется. Поэтому ТУ Росимущества по Владимирской области является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставив разрешение спора на усмотрение суда (л.д.44-45).

Суд, исследовав письменные доказательства и поступившие заявления, приходит к следующему.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 г. № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

В настоящее время приведенные выше положения абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" действуют в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 14).

Ранее данная норма абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривала, что предоставляемое нуждающемуся в улучшении жилищных условий судье жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, изменив редакцию абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", лишил судей материальных гарантий обеспечения их независимости и самостоятельности, которые закреплялись этой нормой в прежней редакции, и снизил уровень нормативного закрепления этих гарантий, наделив правом определять порядок обеспечения судей жильем Правительство Российской Федерации.

В силу этого, Конституционным Судом Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 года № 2-П, от 20.04.2010г. № 9-П).

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 г. № 192 не подлежит применению в отношении судей в части, касающейся служебного статуса жилого помещения. А в соответствии с ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11 Федерального Конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» уровень материального и социально-бытового обеспечения судей не может снижаться по отношению к ранее достигнутому. При этом до настоящего времени какого-либо правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, не принято.

В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации № 501 от 05.05.2009г. Тарасова Т.И. назначена судьей Первого арбитражного апелляционного суда без ограничения срока полномочий (л.д.8-10), где и работает по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии Первого арбитражного апелляционного суда судья Тарасова Т.И. поставлена в очередь судей на улучшение жилищных условий (очередь ), что подтверждается протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-12). На основании распоряжения председателя Первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ судье Тарасовой Т.И. предоставлено жилое помещение сроком на ...... квартира (общей площадью ... кв.м), расположенная по адресу: <адрес>, приобретенная за счет средств федерального бюджета и переданная Первому арбитражному апелляционному суду на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права выдано УФРС по Владимирской области ...) и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39)).

ДД.ММ.ГГГГ. между Тарасовой Т.И. и Первым арбитражным апелляционным судом заключен договор найма служебного жилого помещения вышеуказанной квартиры (л.д.22-29). Согласно п.1.3 Договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи - ... Тарасов С.В.

После предоставления указанного жилого помещения и заключения договора найма жилого помещения, истец снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Разрешая исковые требования Тарасовой Т.И. суд, руководствуясь правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 года № 2-П и от 20.04.2010г. за № 9-П, исходит из того, что Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 года № 192 не подлежит применению в отношении судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части, касающейся служебного статуса жилых помещений. То есть оснований для распространения на жилое помещение, предоставленное судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, статуса специализированного (служебного) в силу закона, не имеется. Сведения о том, что предоставленное Тарасовой Т.И. жилое помещение было в установленном законом порядке отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду к моменту его предоставления, либо имеет статус такового, ответчиками суду не представлены и в ходе рассмотрения дела судом не установлены.

В соответствии с ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Территориальное управление Росимущества по Владимирской области в своем отзыве на исковое заявление сообщает, что не располагает сведениями о статусе указанного жилого помещения (отнесении к специализированному жилищному фонду). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» ТУ Росимущества во Владимирской области не принимало решения о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям (л.д.37-38).

При этом Первым арбитражный апелляционный суд в своем отзыве сам утверждает, что предоставление истцу жилья в качестве служебного противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регламентирующему порядок обеспечения судей жильем, правовой акт, регулирующий порядок предоставления жилых помещений судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени не принят, что лишает Тарасову Т.И. возможности реализовать право, предусматривающего бесплатную передачу жилого помещения в собственность судьи (л.д.42-43).

Таким образом, сами ответчики признали незаконность признания в распоряжении председателя Первого арбитражного апелляционного суда ДД.ММ.ГГГГ. статуса спорной квартиры как служебной (специализированный жилищный фонд) и право истца как судьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на безвозмездное получение в собственность спорной квартиры. Данные отзывы ответчиков в полной мере согласуются с приведенными выше доводами, изложенными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации при отсутствии нормативно-правового регулирования порядка обеспечения судей жильем (реализации положений ст. 19 Закона о статусе судей в Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилое помещение в виде ... комнатной квартиры (общей площадью ... кв.м), расположенной по адресу: <адрес>, должно быть передано истцу в собственность бесплатно.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу Тарасовой Т.И. подлежит взысканию в возврат госпошлины ... рублей в равных долях.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ТАРАСОВОЙ Т.И. удовлетворить:

признать за судьей Первого арбитражного апелляционного суда ТАРАСОВОЙ Т.И., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, право собственности на квартиру (общей площадью ... кв.м.), расположенную в доме <адрес>.

Взыскать с Первого арбитражного апелляционного суда и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области в пользу Тарасовой Т.И. в возврат госпошлины по .... рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления его в окончательной форме во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья Ж.П. Уколова

2-1325/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасова Т.И.
Ответчики
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
Первый Арбитражный аппеляционный суд
Другие
УФРС госрегистрации, кадастра и картографии по ВО
Тарасов С.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Владимир
Дело на странице суда
leninsky.wld.sudrf.ru
11.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2015Передача материалов судье
12.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2015Судебное заседание
08.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее