Решение по делу № 2-3247/2016 от 11.05.2016

Дело №2-3247/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2016 года

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Панченко Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к военному комиссариату Костромской области о начислении и выплате пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Костромской области о взыскании невыплаченной пенсии. В обосновании своих требований указал, что с 1994 года являлся пенсионером Министерства обороны России и получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Пенсию, которая истцу начислялась, получала его супруга ФИО4 по доверенности на получение денежных средств с лицевого счета в банке. Пенсия начислялась на счет истца до <дата>. Решением Мантуровского районного суда Костромской области истец был признан умершим. В связи с этим <дата> отделом ЗАГС по городскому округу город Мантурово за была сделана запись о смерти истца, на основании которой выплата пенсии истцу прекращена с <дата>. По истечении срока доверенности было выявлено, что истец, как пенсионер Министерства обороны Российской Федерации жив, решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> решением Мантуровского районного суда от <дата> было отменено. Запись акта о смерти от <дата> отделом ЗАГС аннулирована <дата>. С <дата> выплата пенсии истцу возобновлена с выплатой за 12 месяцев предшествующих дате возобновления выплаты пенсии. <дата> истец обратился с письменным заявлением на имя военного комиссара Костромской области, в котором просил произвести истцу выплату пенсии с <дата> и разъяснить на каком основании истцу было приостановлено начисление пенсии. Согласно письменного ответа военного комиссара Костромской области от <дата> начисление истцу пенсии было приостановлено на основании сообщения и.о. начальника ОВД по городскому округу г. Мантурово и Мантуровскому муниципальному району от <дата> , в котором сообщалось, что по заявлению жены истец был объявлен в розыск, как лицо утратившее связь с родственниками с декабря 2004 года. При этом оснований для выплаты пенсии за период, более чем 12 месяцев, со дня подачи истцом заявления о возобновлении её выплаты, военный комиссар Костромской области не усмотрел. Начисление истцу пенсии военным комиссариатом Костромской области и выплата её была произведена в период с <дата> по <дата>, то есть до того момента как поступило <дата> сообщение и.о. начальника ОВД Мантуровского района Костромской области о розыске. Руководствуясь ст. 3 ГПК РФ, истец просит суд обязать военный комиссариат Костромской области начислить и выплатить пенсию ФИО1 за период с <дата> по <дата> в сумме ....

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО5 исковые требования поддержали по доводам иска.

Представители ответчика военного комиссариата Костромской области ФИО6, ФИО7 исковые требования не признали. Представили суду письменные отзывы, в котором указали следующее. Согласно ч. 3 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» восстановление выплаты страховой пенсии производится в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда. Исходя из буквального толкования закона, выплата пенсии за период действия решения суда о признании гражданина умершим не производится. <дата> Истец обратился к Ответчику с заявлением о назначении пенсии. Согласно ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. На основании этого Ответчиком, Истцу назначена пенсия со дня обращения и с доплатой за предшествующий обращению год. Выплата пенсии непосредственно связано с субъектом пенсионного обеспечения, правовой статус которого определяется, подтверждается соответствующими органами государственной власти на основании нормативных правовых актов. При поступлении в государственный орган уполномоченный назначать, отменять пенсионное обеспечение, информации об изменении правового статуса лица в органах ЗАГС, он обязан рассмотреть вопрос о продолжении либо отмене выплаты пенсионного обеспечения. В рассматриваемом случае Ответчиком нарушение нормативных актов по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих не допущены, его вины в том, что истцу с 2008 года не выплачивалось пенсионное обеспечение, не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет в военном комиссариате Костромской области с <дата> в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

<дата> в военный комиссариат Костромской области поступило сообщение и.о. начальника ОВД по городскому округу г. Мантурово и Мантуровскому муниципальному району от <дата> , в котором говорилось, что ФИО1 был объявлен в розыск <дата> по заявлению жены как лицо, утратившее связь с родственниками с декабря 2004 года.

С <дата> и до выяснения обстоятельств выплата пенсии ФИО1 военным комиссариатом Костромской области была приостановлена.

Решением Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> по делу ФИО1 признан умершим. Решение суда вступило в законную силу <дата>. В военный комиссариат Костромской области поступило свидетельство о смерти пенсионера, в связи с чем пенсия была прекращена ввиду смерти с <дата>.

Решением Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> по делу решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> по делу отменено. Решение суда вступило в законную силу <дата>. Его копия была направлена в отделение ЗАГС, где запись акта о смерти была аннулирована.

<дата> ФИО1 обратился в отдел военного комиссариата Костромской области по г. Мантурово, Мантуровскому и Межевскому районам с заявлением о назначении пенсии.

Военным комиссариатом Костромской области истцу была назначена пенсия со дня обращения и с доплатой за предшествующий обращению год. Произведена выплата за период с <дата> по <дата> в размере 278 019,36 руб. (23 168,28 х 12) (л.д. 39).

Не согласившись с решением военного комиссариата Костромской области, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39 часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно пункту «а» статьи 53 указанного Закона, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории РФ пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного Банка РФ путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениям, заключаемыми между соответствующим федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным Банком РФ.

В силу положений ст. 46 ГК РФ, ст. 280 ГПК РФ в случае явки гражданина, объявленного умершим, правое положение гражданина должно быть восстановлено.

Несмотря на то, что Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» прямо не предусматривает такой порядок, однако исходя из приведенных выше норм гражданского законодательства во взаимосвязи с положениями Конституции РФ, в том числе гарантированного ее статьей 19 принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, суд полагает, что предусмотренных законом оснований для лишения ФИО1 пенсионного обеспечения за период времени, когда он был объявлен умершим, не имеется.

Так, решение об объявлении гражданина умершим принимается судом по заявлениям заинтересованных лиц, основанных на предположении. Явка гражданина или обнаружение места его пребывания являются основанием для отмены судом прежнего решения.

С учетом изложенного, суд полагает, что на основании решения о восстановлении выплаты пенсии у военного комиссариата Костромской области имелось основание осуществить начисление сумм пенсии ФИО1 в том числе и за период с <дата> по <дата> по правилам, предусматривающим расчет сумм, которые полагались бы ежемесячно к выплате пенсионеру при наличии права на пенсию, как если бы решения о прекращении выплаты по данному основанию не было.

В ином случае ограничиваются пенсионные права ФИО1, в отношении которого было принято решение об объявлении умершим, так как в рассматриваемой ситуации пенсионер фактически приравнен к лицам, чья правоспособность прекращена либо к лицам, которые в установленном законом порядке утратили право на назначенную пенсию, с чем нельзя согласиться, поскольку таким образом нарушается гарантированное истцу конституционное право на пенсионное обеспечение.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводом истца, что выплата пенсии должна быть произведена ответчиком с <дата> по следующим основаниям.

Согласно ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из толкования названных норм права следует, что, если пенсионер сам не получал пенсию, независимо от мотивов, по которым это происходило, она может быть выплачена не более чем за три года со дня обращения за ее получением.

Из материалов дела следует, что истец отсутствовал по месту жительства с декабря 2004 года по декабрь 2014 года. Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ доказательств уважительности причин не востребованности со стороны истца пенсии с <дата> по <дата> в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вины ответчика в том, что истец не получал пенсию не имеется.

Таким образом, с ответчика в пользу истца с учетом произведенной выплаты за период с <дата> по <дата> в размере ... подлежит взысканию пенсия за период с <дата> по <дата> в размере ...

Ссылки представителя ответчика на положения ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующей вопросы прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии, по мнению суда, не подлежат применения к рассматриваемым правоотношениям в силу следующего.

Поскольку военная служба является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Кроме того, пункт 4 статьи 1 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и часть 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Оснований для применения пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона) к рассматриваемым правоотношениям суд не усматривает, поскольку спорная ситуация, по мнению суда, может быть разрешена с учетом положений ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать военный комиссариат Костромской области начислить ФИО1 пенсию за период с <дата> по <дата>.

Обязать военный комиссариат Костромской области выплатить ФИО1 пенсию за период с <дата> по <дата> в размере ...

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова

2-3247/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Закуев Х.А.
Ответчики
Военный комиссариат Костромской обл.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
11.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2016Передача материалов судье
16.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2016Предварительное судебное заседание
04.08.2016Судебное заседание
19.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2016Дело оформлено
04.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее