Дело № 2-355/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» июля 2015 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Мокрецова В.А., при секретаре Стахиева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара в интересах ФИО1 об обязании межведомственную комиссию администрации СП «Маджа» провести обследование жилого помещения,
установил:
директор Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара в интересах ФИО1 обратился в суд с данным заявлением. В обоснование требований в заявлении указал, путевкой Министерства образования РК ХХХ от <дата> несовершеннолетняя ФИО1, <дата> г.р. была определена в Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара, так как ее мать ФИО4 лишена родительских прав решением Корткеросского районного суда РК от <дата>. Приказом Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по <адрес> «О сохранности права проживания за малолетней ФИО1, <дата> г.р. по адресу: <адрес>» № ХХХ от <дата>. Согласно справке администрации СП «Маджа» ХХХ от <дата> в закрепленном жилом помещении произошла переадресация, новый адрес: <адрес>. Согласно акту отдела опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по <адрес> от <дата>, закрепленное за ФИО1 жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии. Администрация СП «Маджа» не проводит обследование жилого помещении в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом: паспорта БТИ, свидетельства о государственной регистрации права на дом.
Истец, а также ответчик в лице администрации АСП «Маджа», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не ходатайствовали о его отложении.
Администрация МР «Корткеросский» привлеченная по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, своего представителя в суд не направила, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Далее по тексту - Положения).
В соответствии с п. 7 данного Положения межведомственная комиссия создается в целях признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в установленном им порядке.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений не пригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В пункте 8 Положения органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом п.45(2) Положения предусмотрена возможность комиссии на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получать, в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Постановлением администрации СП «Маджа» от <дата> № ХХХ утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам использования жилых помещений (домов) на территории сельского поселения «Маджа».
В соответствии с п. 1.2 Положения, межведомственная комиссия наделена полномочиями по оценке соответствия частных жилых помещений требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» и по принятию решений о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Как установлено судом, путевкой ХХХ от <дата> Министерства образования Республики Коми на основании решения Корткеросского районного суда Республики Коми от <дата> о лишении матери родительских прав, справки о рождении от <дата> № ХХХ, распоряжения отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по <адрес> от <дата> № ХХХ, несовершеннолетняя ФИО1 была устроена в Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара.
Приказом Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по <адрес> № ХХХ от <дата>, за малолетней ФИО1, <дата> г.р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. На основании постановления СП «Маджа» от <дата> ХХХ «О присвоении номеров домов в <адрес>, в деревнях <адрес>, <адрес>. Наименований улиц в <адрес>», дому ХХХ в <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>.
В соответствии с актом о сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней ФИО1 от <дата>, составленным ведущим специалист отдела опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики коми по <адрес>, санитарное состояние помещения неудовлетворительное. Печь разобрана. Администрации Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара рекомендовано обратиться в адрес СП «Маджа» о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
<дата> Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара обратилось в администрацию СП «Маджа» с заявлением о проведении межведомственного комиссионного обследования жилого помещения по адресу: <адрес> на предмет его пригодности.
<дата> за ХХХ администрацией СП «Маджа» в адрес Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара направлено письмо о необходимости предоставления в межведомственную комиссию правоустанавливающих документов: паспорт БТИ на дом, свидетельство о государственной регистрации права на дом.
Как следует из справки АСП «Маджа» ХХХ от 22.06.2015, дом по адресу: <адрес> на балансе администрации не состоит, в собственность дом не оформлялся. В доме зарегистрирована, в том числе несовершеннолетняя ФИО1, <дата> г.р., за которой указанное жилое помещение закреплено.
АСП «Маджа» не проведена межведомственная комиссия по оценке жилого помещения в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, а именно технического паспорта жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Данный отказ не может являться законным. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», заявитель к заявлению о проведении оценки жилого помещения на его соответствие установленным в настоящем Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания должен приложить копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, однако предоставление конкретных документов, а именно свидетельства о регистрации права и технического паспорта жилого помещения указанными нормами не предусмотрено.
Кроме того, как установлено судом, к правоустанавливающим документам относятся документы, являющиеся в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом, свидетельство о государственной регистрации не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает факт регистрации права в ЕГРП, как и технический паспорт жилого помещения, являющийся информационно-техническим документом, содержащим сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках жилого помещения, в том числе сведения государственного технического учета.
С учетом изложенного и представленных Государственным общеобразовательным учреждением Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара в АСП «Маджа» документов, суд считает, что администрацией СП «Маджа» не обосновано отказано в проведении межведомственной комиссии по причине отсутствия правоустанавливающих документов в виде технического паспорта и свидетельства о регистрации права. Администрация не вправе требовать указанные документы, которые не являются правоустанавливающими.
Соответственно требования Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара об обязании АСП «Маджа» провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, с составлением акта обследования, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
заявление Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Детский Дом - Школа № 2» г. Сыктывкара удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Маджа» провести оценку соответствия жилого дома по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» с принятием решения о ее результатах.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий В.А. Мокрецов