дело ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уфа 30 августа 2010 года
Верховный суд Республики Башкортостан, в составе
председательствующего судьи Касимовой З. Ш.,
при секретаре Латыповой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о ликвидации Мусульманской религиозной организации "...." Республики Башкортостан и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – УМЮ РФ по РБ) обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о ликвидации Мусульманской религиозной организации "...." Республики Башкортостан (далее – религиозная организация) и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование своих требований УМЮ РФ по РБ указало, что религиозная организация зарегистрирована Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан 09.04.2001 года, адрес места нахождения юридического лица – ..., д. ....
В соответствии с Положением об УМЮ РФ по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года № 147, на УМЮ РФ по РБ возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе ревизии учетного регистрационного дела № ... установлено, что религиозная организация не исполняет обязанность, предусмотренную абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», согласно которым религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Так, религиозной организацией не представлена вышеуказанная информация за 2007-2009 годы. Кроме того, 25.08.2009 года УМЮ РФ по РБ в адрес религиозной организации вынесено предупреждение № ... об устранении вышеуказанного нарушения в срок до 30.09.2009 года, однако данные нарушения религиозной организацией не были устранены. По мнению УМЮ РФ по РБ указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении религиозной организацией обязанности, предусмотренной абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок вышеуказанных сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Абзацем 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов.
На основании вышеизложенного, УМЮ РФ по РБ просит ликвидировать Мусульманскую религиозную организацию "...." Республики Башкортостан в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В своем исковом заявлении УМЮ РФ по РБ просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Представители религиозной организации на судебное заседание Верховного суда Республики Башкортостан не явились. Для выяснения всех юридически значимых обстоятельств к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены учредители религиозной организации – ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9, ФИО 10, ФИО 11, ФИО 12, проживающие в д. ... Республики Башкортостан. В целях выполнения процессуальных действий в отношении них, отдельное поручение было направлено в ... суд Республики Башкортостан.
В ходе допроса ... судом Республики Башкортостан, учредители религиозной организации исковые требованиям, заявленные УМЮ РФ по РБ не признали полностью и показали, что религиозная организация действует, они просят оставить ее как юридическое лицо, отчет обязуются направлять.
Третье лицо ФИО 2 суду показал, что он является избранным «имам-хатибом» и подтвердил, что с УМЮ РФ по РБ подтверждение получали и действительно в последние годы они не сдавали отчет, так как не было бланков. Просил не ликвидировать религиозную организацию, указал, что отчеты организацией будут направляться.
Третье лицо ФИО 3 исковые требования УМЮ РФ по РБ также не признал. Указал, что религиозная организация действует. Просил отказать в ликвидации религиозной организации, так как она играет воспитательную роль для населения деревни, население собирается там каждую пятницу, на все мусульманские праздники приходят жители деревни.
Третье лицо ФИО 4 также не признал исковые требования, заявленные УМЮ РФ по РБ. Просил не ликвидировать их организацию.
Третье лицо ФИО 5 суду показал, что мечеть в деревне ... историческое духовное место, все население приходит туда. Указал, что они не платежеспособны и не могут платить налоги, так как в состав входят только старики, другого дохода не поступает.
Третье лицо ФИО 10 также возражал против исковых требований УМЮ РФ по РБ, сказал о том, что согласен с мнениями других, просил сохранить мечеть, так как она играет воспитательное значение для населения.
Третье лицо ФИО 11 не согласился с заявленными исковыми требованиями. Указал, что организация действующая, и ее следует оставить, так как она действует на население воспитательно, она дисциплинирует людей. Мечеть как реликвия, их предки ходили в эту мечеть, их дети туда ходят. Отчеты не представлялись в УМЮ РФ по РБ потому, что бланки с УМЮ РФ по РБ им не поступали, в дальнейшем обязуются составлять отчет, будут отчитываться.
Третьи лица ФИО 1, ФИО 9, ФИО 12 не были опрошены в связи с их смертью. Третьи лица ФИО 6, ФИО 8 в ... суд Республики Башкортостан для проведения допроса не явились в связи с болезнью. Третье лицо ФИО 7 на судебное заседание ... суда Республики Башкортостан не явился, о причинах неявки не сообщил.
Все опрошенные учредители религиозной организации высказали согласие на рассмотрение гражданского дела Верховным судом Республики Башкортостан в их отсутствие.
Представитель Духовного управления мусульман России, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, а также представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Присутствовавший на судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 39 по Республике Башкортостан, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Алмаев А. Р., действующий на основании доверенности № ... от ... года, суду показал, что решение о ликвидации религиозной организации оставляет на усмотрение суда. На рассмотрение дела в отсутствие УМЮ РФ по РБ, а также третьих лиц не возражал.
Суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, материалы допроса привлеченных третьих лиц, выслушав представителя МРИ ФНС № 39, суд приходит к выводу, что требования, заявленные УМЮ РФ по РБ, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года (редакция от 24.07.2008 года) «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации (объединения). Согласно части 4 статьи 6 данного Федерального закона, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
Таким образом, особенности ликвидации религиозных организаций определяются специальным Федеральным законом от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и при решении судом вопроса о ликвидации религиозной организации должен применяться названный специальный Федеральный закон.
Статьей 14 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ (редакция от 23.07.2008 года) установлены основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Согласно данной норме Федерального закона таковыми являются:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
- склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
- воспрепятствование получению обязательного образования;
- принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
- воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
- побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, согласно части 9 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, а не ликвидации юридического лица.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением) деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как показали учредители религиозной организации, организация является действующей, непредставление отчетности в УМЮ РФ по РБ связано с отсутствием у них бланков.
Доказательств в подтверждение осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, либо иной деятельности, дающей основания для ликвидации религиозной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», УМЮ РФ по РБ не представлено.
Также, суд считает необходимым отметить, что нарушения в части непредставления информации в УМЮ РФ по РБ, допущенные религиозной организацией являются устранимыми, и, принимая во внимание показания третьих лиц о том, что непредставление отчетности в УМЮ РФ по РБ было связано с отсутствием у них необходимых бланков, а также учитывая их показания о том, что в дальнейшем учредители обязуются представлять всю необходимую информацию в УМЮ РФ по РБ, что оснований для ликвидации религиозной организации, предусмотренных Федеральным законом от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в ходе судебного разбирательства судом не установлено, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований УМЮ РФ по РБ следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о ликвидации Мусульманской религиозной организации "...." Республики Башкортостан и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан З. Ш. Касимова