Решение по делу № 2-1404/2017 ~ М-313/2017 от 18.01.2017

2-1404/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2017 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Холониной Т.П.,

при секретаре Хазановой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Т.Н. к Правительству Калининградской области, третье лицо – Министерство социальной политики Правительства Калининградской области, Администрации Неманского муниципального района Калининградской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

                У С Т А Н О В И Л:

Казакова Т.Н. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам, пригодного для проживания, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Калининградской области, в списке числится под номером 1697, жилым помещением не обеспечена.

В судебном заседании Казакова Т.Н. поддержала заявленные исковые требования по изложенным основаниям.

Представитель истца по устному ходатайству Ефимчик А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что являлся опекуном Казаковой Т.Н. после смерти родителей, в настоящее время она закончила рыбопромышленный колледж, ранее проживала в общежитии, в настоящее время нуждается в предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте.

Представитель Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Глаговский В.А. просит в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что право Казаковой Т.Н., включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не нарушено, не оспаривается, Казакова Т.Н. будет обеспечена жильем в порядке очередности.

3-е лицо Администрации Неманского муниципального района Калининградской области извещена о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направила, возражений по предъявленному иску не представила.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что матерью Казаковой Т.Н. , < Дата > рождения, являлась ФИО1, умершая < Дата > Согласно справки о рождении в отношении Казаковой Т.Н., < Дата > рождения, сведения об отце ребенка - ФИО2 - внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Постановлением Администрации Неманского муниципального района Калининградской области от 25.06.2010 г. № 504 опекуном Казаковой Т.Н. назначен Ефимчик А.А., проживающий Калининградская область, < адрес >.

С 08.09.1998 г. Казакова Т.Н. зарегистрирована по адресу: < адрес >. В жилом помещении по указанному адресу по данным ООО «ФИО13» от 04.08.2016 г. зарегистрированы: Казакова Т.Н., < Дата > рождения, ФИО7, < Дата > рождения, ФИО8, < Дата > рождения, ФИО9, < Дата > рождения.

Согласно справки Администрации Неманского муниципального района от 26.05.2016 г. № 15 Казаковой Т.Н. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Неманское городское поселение» от 04.08.2016 г. подтверждается, что квартира по адресу: < адрес >, общей площадью 34,4 кв.м., входит в состав маневренного жилищного фонда.

Решением Неманского районного совета № 512 от 26.10.2005 г. норма предоставления жилой площади помещения установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

По сведениям, предоставленным Калининградским Филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Казакова Т.Н., < Дата > рождения, в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на объекты недвижимого имущества в Калининграде и Калининградской области на период до 1999 г. не значится, сведения о регистрации права на квартиру по адресу: < адрес >, отсутствуют.

Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 517 от 22.09.2016 г. Казакова Т.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области Калининградской области под № 1714.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечения, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализация социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно 4.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовые основания предоставления жилых помещении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируются положениями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

В соответствии со ст. 8 названного закона в редакции, действующей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях вс^ех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, основанием для предоставления указанной категории лиц жилого помещения до 01 января 2013 года являлось отсутствие закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 8 названного выше закона внесены существенные изменения и условия, при которых указанная категория лиц, подлежит обеспечению жильем, расширены.

Так, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в (случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст.4 названного закона (ФЗ-15) действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, по смыслу закона, указанные положения закона (в новой редакции) подлежат применению и право на обеспечение жильем сохраняется в том случае, если такое право возникло у лица ранее – на основании действовавших норм закона, однако не было реализовано.

Однако, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещения возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае – Правительство Калининградской области.

Поскольку, как установлено судом, Казакова Т.Н. в установленном порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.е. её право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, данное право Казаковой Т.Н., достигшей совершеннолетия, до настоящего времени не реализовано, жилое помещение ей не предоставлено, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Правительство Калининградской области предоставить Казаковой Т.Н. такое жилье.

Изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой с соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.

Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом и законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.

Реализация же предусмотренных законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.

Согласно ст.43-6 Закона Калининградской области "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 указанного Закона по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия.

С учетом изложенного, в целях своевременной реализации конституционного права Казаковой Т.Н. на жилище, суд возлагает на Правительство Калининградской области исполнение государственных полномочий по обеспечению Казаковой Т.Н. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Правительство Калининградской области предоставить Казаковой Т.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2017 г.

Судья: Т.П. Холонина

2-1404/2017 ~ М-313/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казакова Татьяна Николаевна
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Администрация Неманского муниципального района
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Холонина Татьяна Петровна
18.01.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2017[И] Передача материалов судье
25.01.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2017[И] Предварительное судебное заседание
29.03.2017[И] Судебное заседание
29.03.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2017[И] Дело оформлено
07.12.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее