Мировой судья Мысякова А.М. Дело № 2-1465/2016 (апел. № 11-164/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА г. ПЕНЗА
Октябрьский районный суд г.Пензы
в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.
при секретаре Хайровой М.А. 10 ноября 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе частную жалобу представителя АО «Страховая Компания Опора» Тимофеева С.С. на определение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы от 05.06.2017 года, которым постановлено:
«Произвести замену должника АО «Страховая группа «УралСиб» правопреемником АО «Страховая Компания Опора» (ОГРН ... ИНН ..., юр адрес: <адрес>) по гражданскому делу № 2-1465/16 по иску Белоусова Виктора Васильевича к АО «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страхового возмещения.»,
УСТАНОВИЛ:
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы от 03.11.2016 года удовлетворены исковые требования Белоусова В.В. к АО «СГ «УралСиб» о взыскании страхового возмещения.
05.06.2017 года мировой судья постановил названное выше определение.
18.08.2017 года от АО «Страховая Компания Опора» поступила частная жалоба на определение мирового судьи от 05.06.2017 года.
Определением мирового судьи от 22.08.2017 года АО «СК Опора» восстановлен срок для подачи частной жалобы.
Определением мирового судьи от 29.09.2017 года исправлена описка, допущенная в резолютивной части определения от 22.08.2017 года.
Не согласившись с определением мирового судьи от 05.06.2017 года, заявитель АО «Страховая компания «Опора» через своего представителя по доверенности Тимофеева С.С. подал частную жалобу, в которой просил отменить в полном объеме определение мирового судьи от 05.06.2017 года по следующим основаниям:
19.04.2017 года между АО «Страховая группа «Уралсиб» и АО «Страховая Компания Опора» был заключен договор о передаче страхового портфеля и подписан соответствующий акт приема-передачи. Из представленного договора от 19.04.2017 года следует, что АО «Страховая Компания Опора» приняло на себя обязательства. Определение было принято мировым судьей в нарушение законных интересов заявителя на основании того, что по условиям договора передачи страхового портфеля № не предусматривается уплата со стороны заявителя вышеуказанных штрафной санкции и неустойки. В силу условий данного договора заявитель взял на себя обязательства исключительно по страховой выплате в порядке п.3 ст.10 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», что подтверждается положениями договора о передаче страхового портфеля № от 19.04.2017 года, договора о передаче страхового портфеля № от 19.04.2017 года и актом приема-передачи страхового портфеля от 19.04.2017 года. Указанные штраф и неустойка не учитываются при определении признаков передачи страхового портфеля, поскольку они по своей природе являются подлежащими применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства процентами за просрочку платежа, то есть финансовой санкцией. В данном случае ответственность несет за ненадлежащее исполнение обязательства АО «СГ Уралсиб», а не АО «СК Опора».
Доводы жалобы сводятся к нарушению мировым судьей норм процессуального права.
В соответствии с абз.1 п.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции, …, рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд находит оспариваемое определение не подлежащим отмене по следующим основаниям:
Согласно п.1 ст.44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Из п.2 ст.44 ГПК РФ следует, что все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Исходя из приведенных норм права, правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством и допускается на стадии принудительного исполнения судебных актов, где личность кредитора не имеет существенного значения для должника.
В соответствии с п.1 ст.26.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать, обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности, с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика).
Согласно п.4 ст.26.1 названного Закона РФ, страховщик, передающий страховой портфель, передает страховой портфель, сформированный на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, в составе, указанном в пункте 2 настоящей статьи, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель; обязательства по одному договору страхования могут быть переданы только одному страховщику.
Из п.14 ст.26.1 того же Закона РФ следует, что со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.
Исходя из п. 2.2.1, п. 2.2.2 договора о передаче страхового портфеля от 19.04.2017 г., заключенного между АО «Страховая группа «УралСиб» и АО «Страховая Компания Опора», в страховой портфель включаются обязательства по всем договорам страхования, действующим на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля (10.02.2017 г.), и итоговый перечень которых будет приведен в акте приема-передачи страхового портфеля; обязательства по всем договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля, не исполненные страховщиком в полном объеме или частично.
Таким образом, по смыслу заключенного договора передачи страхового портфеля АО "СК Опора" приняло на себя не часть конкретного обязательства, а стало страховщиком по договорам страхования, переданным по акту приема-передачи, со всеми правами и обязанностями, предусмотренными условиями договора страхования и входящими в состав обязательства; со дня подписания (19.04.2017 г.) акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику - АО "СК Опора", принимающему страховой портфель, перешли все права и обязанности по договорам страхования.
Договор о передаче страхового портфеля от 19.04.2017 г. исполнен, до настоящего времени не признан недействительным в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что АО "СК Опора" приняло на себя обязательства исключительно по страховой выплате, не имеется.
Доводов, влияющих на правильность вынесенного мировым судьей определения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене определения суда, частная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи является законным и обоснованным, а доводы, изложенные в жалобе, основаны на неправильном толковании норм права и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст.327, 333, п.2 ст.334, ст.335 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы от 05.06.2017 года оставить без изменения, частную жалобу представителя АО «Страховая Компания Опора» Тимофеева С.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
СУДЬЯ