№ 2-1056/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2017 года с. Бижбуляк
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шамратова Т.Х.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием прокурора Бабченко В.А.,
представителя администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан - Николаева С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бижбулякского района Республики Башкортостан в интересах Гарайшина В.М. к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Бижбулякского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Гарайшиной В.М. с иском к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее - администрация) об обязании предоставить Гарайшина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, указав в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка по обращению Гарайшина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что мать Гарайшина В.М. - Г.Э.М. лишена родительских прав на основании решения Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2008 года, сведения об отце внесены в запись акта о рождении Гарайшина В.М. на основании заявления матери ребенка, кто фактически является биологическим отцом ребенка, дата его рождения, место жительства или нахождения не известно. На основании постановления главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 18 августа 2008 года № над несовершеннолетней Гарайшина В.М. установлена опека. В 2017 году Гарайшина В.М. окончила МОБУ СОШ с. Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 26 сентября 2016 года № Гарайшина В.М. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Между тем, Гарайшина В.М. до настоящего времени администрацией не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Гарайшина В.М., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Истец Гарайшина В.М. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан - Николаев С.П. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований прокурора.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению в силу следующего.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам ст. 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Гарайшина В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Гарайшина В.М. - Г.Э.М. лишена родительских прав на основании решения Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2008 года, сведения об отце внесены в запись акта о рождении Гарайшина В.М. на основании заявления матери ребенка, кто фактически является биологическим отцом ребенка, дата его рождения, место жительства или нахождения не известно.
На основании постановления главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 18 августа 2008 года № над несовершеннолетней Гарайшина В.М. установлена опека.
В 2017 году Гарайшина В.М. окончила МОБУ СОШ с. Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 26 сентября 2016 года № Гарайшина В.М. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Установлено, что Гарайшина В.М. в собственности жилого помещения не имеет и до настоящего времени им не обеспечена, что подтверждается, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Также в силу абз. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств - общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таком положении Гарайшина В.М., которой 04 августа 2017 года исполнилось 18 лет, включенная в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес.
Пунктом 7 ст. 1 того же Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, в связи с чем, доводы администрации о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются несостоятельными.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона.
В нарушение вышеизложенных требований законодательства Гарайшиной В.М. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены ее жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение: жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (п. п. 8.3, 8.4).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (п. 8.5).
Досудебный порядок урегулирования для данной категории споров не предусмотрен.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора в интересах Гарайшиной В.М. подлежит удовлетворению, а на администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан подлежат возложению обязанности предоставить Гарайшиной В.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Бижбулякского района Республики Башкортостан в интересах Гарайшина В.М. к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан предоставить Гарайшина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления площади жилого помещения по договору социального найма, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий п/п Т.Х. Шамратов
копия верна:
судья Шамратов Т.Х.
Мотивированное решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате 06 декабря 2017 года.