Решение по делу № 33-10956/2018 от 23.11.2018

Судья Китюх В.В.

Судья-докладчик Гуревская Л.С.                 по делу № 33-10956/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2018 года                                                                     г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Скубиевой И.В.

судей Гуревской Л.С., Татарниковой В.И.

при секретаре Ботоевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности по устранению препятствий в пользовании земельным участком и по приведению его в первоначальное состояние путём проведения рекультивации по апелляционной жалобе Федерального государственного казённого учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Вздоровой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование исковых требований указано, что истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым Номер изъят, расположенный (данные изъяты), на котором расположена свалка бытовых и промышленных отходов.

Решением Нижнеудинского городского суда от 01.03.2010 на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» возложена обязанность организовать утилизацию твёрдых бытовых и промышленных отходов, размещённых на данном земельном участке. Решение в полном объёме не исполнено, поэтому ответчик обязан совершить действия по очистке территории от отходов и мусора путём ликвидации несанкционированной свалки и приведения земельного участка в первоначальное состояние.

С учетом уточнения исковых требований, истец просил обязать ответчиков устранить препятствия истцу в пользовании вышеуказанным земельным участком путём организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов и привести его в первоначальное состояние, существовавшее до организации на нём незаконной свалки бытовых и промышленных отходов, путём проведения рекультивации в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в срок до 31 декабря 2019 года.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2018 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Полагает, что суждения суда о том, что истец не обеспечивает соблюдение требований в области обращения с отходами производства и потребления, несостоятельны, поскольку в полномочия ФГКУ не входят обязанности по осуществлению деятельности по обращению с отходами.

Кроме того, судом дана неправильная квалификация предмету настоящих исковых требований, истцом заявлены требования об устранении препятствий в пользовании земельным участком, основанные на нормах Гражданского кодекса РФ, тогда как, в решении сделан акцент на нормы законодательства, регулирующие охрану окружающей среды.

Также заявитель жалобы обращает внимание на то, что настоящие исковые требования и требования, по которым принято решение 27.07.2017 не являются тождественными.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает решение суда не подлежащим отмене.

Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 указанной статьи запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов являются объектами размещения отходов.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 24 приказа Минприроды России от 30.09.2011г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений об объектах размещения отходов, включённых в Государственный реестр объектов размещения отходов, и ежемесячное обновление указанной информации.

По смыслу требований статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами.

В соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996г. №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно положениям пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в силу требований статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Статьями 125 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещено осуществлять распоряжение федеральной собственностью без согласия собственника имущества.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В целях реализации Федерального закона №89-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с п.18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.

Вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда от 27.07.2017г. установлено, что в соответствии с п.19 Устава ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ, утверждённого Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ 2015 №297, ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны РФ.

Согласно подпунктам 1, 29, 30 пункта 20 Устава в целях достижения установленных целей учреждение осуществляет основные задачи по государственному управлению и контролю в сфере лесных отношений и лесного хозяйства в соответствии с полномочиями и компетенцией Министерства обороны РФ; организации и контролю за рекультивацией нарушенных земель Министерства обороны; осуществлению контроля соблюдения установленных правил санитарной безопасности в лесах, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также правил разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения.

Свидетельством о государственной регистрации права (данные изъяты) подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования истца земельным участком из категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешённым использованием для нужд Министерства обороны, общей площадью    5309015 кв.м., расположенным (данные изъяты)

Решением от 27.07.2017г. установлено, что актом обследования земельного участка выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, установлены размеры сформированной части несанкционированной свалки, длина которой составляет 320м., ширина - 85м., высота - 1,5м, средняя площадь – 27 200кв.м., объём – 40 800куб.м. Установлены размеры несанкционированного размещения отходов на обочине грунтовой дороги: длина - 285м., ширина - 5,5м., средняя площадь – 1 567,5м. Основная часть свалки расположена на земельном участке в 320м. от автодороги Р-255 «Сибирь». От автодороги Р-255 «Сибирь» до свалки проложена грунтовая дорога, на всем отрезке грунтовой дороги до свалки по обочине размещены отходы производства и потребления. Свалка частично огорожена бетонными ограждениями, в связи с чем доступ лиц на её территорию не ограничен. Лиц, эксплуатирующих свалку, а также транспорта, осуществляющего выгрузку мусора на место несанкционированного размещения отходов, в момент проверки не установлено.

Таким образом, несанкционированная свалка отходов производства и потребления располагается на земельном участке, принадлежащем истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом первой инстанции установлено, что, не обеспечивая соблюдение требований в области обращения с отходами производства и потребления, ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ препятствует реализации предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципов охраны окружающей среды, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, чем нарушает права граждан, предусмотренные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Доводы представителя ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ о том, что свалку должны ликвидировать органы местного самоуправления, на территории которых она располагается, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку не основаны на нормах права исходя из положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Указанная норма носит общий характер и не означает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счёт средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения.

Решением суда от 27.07.2017г. на ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ возложена обязанность в срок до 31.12.2019г. ликвидировать несанкционированное свалку отходов производства и потребления.

Решением Нижнеудинского городского суда от 01.03.2010г. на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» была возложена обязанность по организации утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов, размещённых на спорном земельном участке. Обязанность по очистке территории от отходов и мусора путём ликвидации несанкционированной свалки и приведения земельного участка в первоначальное состояние на ответчика возложена не была.

При разрешении настоящего спора судом первой инстанции не установлено неправомерных действий ответчиков, повлекших образование на спорном земельном участке несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2018 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                                                         И.В. Скубиева

Судьи                                                                                       Л.С. Гуревская

                                                                                             В.И. Татарникова

33-10956/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Администрация МР МО Нижнеудинский район
Другие
Правительство Иркутской области
Сенников Лев Вячеславович
МБУ Коммунальник
Марков Сергей Николаевич
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Гуревская Людмила Сергеевна
18.12.2018[Гр.] Судебное заседание
26.12.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее