Дело № 2-8187/2020 10 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Курилкина А.С.
при секретаре Литвиненко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалимова Александра Васильевича к ЖСК-1206 о признании недействительными протокола, решений общего собрания членов ЖСК,
У С Т А Н О В И Л :
Шалимов А.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЖСК-1206 о признании недействительными протокола общего собрания членов кооператива № 1 от 21 апреля 2020 года, решений общего собрания членов кооператива, оформленных данным протоколом, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Шалимов А.В. с учетом дополнений указывал, что он является членом ЖСК-1206 в доме по адресу: <адрес>. 29 февраля 2020 года истцу стало известно о том, что в доме планируется проведение общего собрания членов кооператива, в частности по вопросам избрания членов правления кооператива. Истец наряду с иными членами кооператива обратился к инициатору собрания с заявлением о включении его в списки для голосования, имея намерения быть избранным в правлении ЖСК. Вместе с тем, ни кандидатура истца, ни кандидатуры иных лиц на голосование по повестке дня не включены, чем, по мнению Шалимова А.В., нарушены его права и законные интересы. Кроме того, указывал, что в голосовании по квартирам №№ приняли участие лица, которые членами кооператива в соответствии с представленным ответчиков реестром не являются, собственник квартир №№ и № ФИО8. на голосовании отдала свой голос дважды.
Истец и его представитель – адвокат Ивкина И.А., действующая на основании ордера и доверенности, в судебное заседание 10 декабря 2020 года явились, на удовлетворении иска настаивали, дополнительно указали, что, исходя из сведений, отображенных в протоколе, подсчет голосов осуществлялся ответчиком подсчетом кв.м. собственности, что в ЖСК недопустимо, а также на разность повестки дня.
Представитель ответчик Тихомиров В.Б., предстатель правления кооператива в суд явились, возражения на иск поддержали, в удовлетворении требований просили отказать.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы оспариваемого собрания, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в доме по адресу: <адрес> образован ЖСК-1206.
Шалимов А.В. является собственником квартиры № в данном доме и членом кооператива.
29 февраля 2020 года истцу стало известно о предстоящем 10 марта 2020 года общем собрании членов кооператива в очной форме 10 марта 2020 года с продолжением в заочной форме до 12 апреля 2020 года.
В уведомлении о предстоящем голосовании обозначена повестка собрания, дата его проведения, место хранения материалов по собранию; из пояснений истца следует, что копию оспариваемого протокола он получил в правлении ЖСК.
В повестку дня собрания помимо процедурных вопросов включены вопросы об утверждении отчета о выполнении смет доходов и расходов на 2018, 2019 года, утверждении сметы на 2020 год, выборах членов правления кооператива, избрании председателя правления.
По причине отсутствия кворума очная часть собрания признана не состоявшейся, голосование проводилось в заочной форме, результаты голосования, его очной и заочной части, отражены в протоколе № 1 от 21 апреля 2020 года.При проведении собрания и в соответствии с п. 2 повестки избрана счетная комиссия, в самом протоколе отражены итоги голосования по каждому вопросу.
Рядом лиц, в частности Шалимовым А.В., начиная с 3 марта 2020 года в правление кооператив подавались заявления о вынесении их кандидатур на голосование по вопросу избрания в счетную комиссию, в состав правления (л.д. 18-20), однако их кандидатуры в повестку дня не включены.
Указанные обстоятельства, по мнению Шалимова А.В., являются основанием для признания решений общего собрания членов ЖСК-1206, оформленных протоколом № 1 от 21 апреля 2020 года, недействительными.
Согласно ч. 3 ст. 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 118 ЖК РФ правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.
Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.
В п. 3 гл. 20 Устава ЖСК-1206 отражено, что правление избирается из членов ЖСК общим собранием до новых выборов на срок не менее трех лет в количестве до 5 человек
Суд находит, что отсутствие лиц, которые изъявили желание быть избранными в члены правления, в повестке дня, без какой-либо мотивации отклонения их кандидатур правлением ЖСК, нельзя признать законным и обоснованным, такие действия ответчика безусловно нарушают права и законные интересы истца, как члена кооператива.
Вместе с тем, данные нарушения в обстоятельствах спора основанием для признания решения общего собрания членов кооператива недействительными не являются.
Из п. 2 гл. 18 Устава ЖСК-1206 следует, что годовое общее собрание членов ЖСК проводится после окончания финансового года. Внеочередное общее собрание членов ЖСК может быть созвано по инициативе, в том числе, председателя правления.
Так, в силу ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
Суд находит, что поскольку заявление о включении его кандидатуры в список претендующих на включение в члены правления Шалимовым А.В. подано в ЖСК менее, чем за 10 дней до проведения собрания, учитывая, что материалу по собранию подготовлены ответчиком уже к 29 февраля 2020 года, суд отсутствие Шалимова А.В. в повестке дня в качестве лица, претендующего на включение в состав правления, не может расценивать в качестве достаточного основания для отмены результатов общего собрания членов ЖСК-1206. Доказательств того, что у Шалимова А.В. отсутствовала возможность своевременно подать заявление о включении его кандидатуры в голосование, исходя из того, что правление избирается на срок, не превышающий 3 года, не представлено.
В силу п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно п.п. 1-4 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ст. 121 ЖК РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.
Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Уставом в его п.п. 1 и 4 гл. 15 предусмотрено, что членами ЖСК являются домовладельцы – собственники помещений в ЖСК. С момента прекращения права собственности члена ЖСК на помещения в ЖКС, в связи со смертью гражданина, ликвидацией юридического лица, отчуждением имущества или по иным основаниям членство в ЖСК прекращается.
При рассмотрении спора Шалимовым А.В. заявлено о том, что часть решений по квартирам № приняты лицами, которые членами кооператива в соответствии с представленным ответчиков реестром не являются, а собственник квартир №№ и № ФИО4 на голосовании отдала своей голос дважды.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из представленных материалов по оспариваемому собранию следует, что на момент его проведения членами кооператива являлись 385 человек, участие в голосовании приняли 235 человек.
Исключение шести голосов, обозначенных истцом, не указывает на отсутствие кворума при проведении собрания, иных доказательств отсутствия кворума Шалимовым А.В. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Иные лица, которые, по мнению Шалимова А.В., подлежат исключению/включению в расчет кворума, истцом не указаны, несмотря на предоставление ответчиком материалов по собранию, реестра членов ЖСК.
Из п. 2 гл. 19 Устава ЖСК следует, что члены ЖСК на общем собрании обладают количеством голосов соотношением одно занимаемое домовладение (квартира по метражу) – один голос, в случае совместной собственности на домовладение право голоса в соответствии с метражом квартиры.
В представленной истцом копии протокола № 1 от 21 апреля 2020 года отражено, что кворум рассчитывался как 1 кв.м. – 1 голос.
Вместе с тем, из пояснений представителя ответчиков, а также на основании арифметических исчислений следует, что в указанной части протокола допущена описки, в действительности кворум рассчитывался в порядке, установленном Уставом: в протоколе общее количество членов ЖСК-1206 обозначено в 385 человек, количество принявших участи в голосовании – 235, то есть в голосовании приняли участие 61% членов кооператива, что и отражено в протоколе.
Несмотря на указание в исковом заявлении на допущенные ответчиком существенные нарушения при организации, проведении собрания, Шалимовым А.В. эти нарушения не конкретизированы.
Доводы о том, что в уведомлении о проведении голосования и в самом голосовании различается повестка голословны, поскольку все вопросы, отображенные в уведомлении (л.д. 16), разрешены в ходе голосования (л.д. 14, 15).
При таком положении, оснований для признания недействительными протокола общего собрания членов кооператива № 1 от 21 апреля 2020 года, решений общего собрания членов кооператива, оформленных данным протоколом, не имеется, ввиду чего в удовлетворении заявленных требований Шалимову А.В. надлежит отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 57, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.