Дело № 3-195/2015
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 30 июля 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколова И.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Соколов И.В. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей,
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Заявление обосновано следующим: Соколов И.В. является собственником указанных земельных участков на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельные участки поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и не были включены в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость данного участка определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222. Согласно кадастровым паспортам земельных участков кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей.
Соколовым И.В. произведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО «....» № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель Соколова И.В. по доверенности Мольков О.Л. заявление поддержал.
ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области представлен отзыв на заявление Соколова И.В., в котором заинтересованное лицо оставляет разрешение заявления на усмотрение суда. Существенных замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Управление Росреестра по Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по заявлению Соколова И.В. не представили.
Заслушав представителя заявителя Молькова О.Л., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление Соколова И.В. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Соколов И.В. является собственником:
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>,
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером № категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года № 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с 1 января 2006 года. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления земельного налога определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 названного Решения).
В п. 2 Решения установлена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данных земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель Соколов И.В. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, собственником которых он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, они не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельных участков определена согласно части 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222.
Согласно положениям Методических указаний кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости закреплены в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей.
Заявителем представлен отчет ООО «....» № оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей.
В обоснование своей позиции Соколов И.В. представил экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ на указанный отчет оценки рыночной стоимости земельных участков, согласно которому отчет № оценки рыночной стоимости земельных участков по соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и может быть использован для определения рыночной стоимости указанных земельных участков.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны заинтересованных лиц о необоснованности представленного заявителем отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что заявление Соколова И.В. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения лица с заявлением в суд об оспаривании результатах определения кадастровой стоимости, т.е. – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Соколова И.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером № категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин